Глава Украинской греко-католической церкви Святослав (Шевчук) после исторического визита патриарха Кирилла в Польшу выступил с важным заявлением. С началом его речи сложно не согласиться: "Мы тоже должны идти таким путем определенного примирения, потому что без этого мы не построим будущего". Вот только продолжение речи несколько обескураживает.
"Без этого (примирения) невозможно остановить русификацию в Украине и украинофобию в России. А если мы спокойно, по-христиански, будем в свете Евангелия как-то решать больные вопросы прошлого и только при помощи примирения память оздоровлять, тогда можно что-то конструктивное построить", — таким был дальнейший посыл главы униатов.
Читайте также: Повторное крещение и канонический волюнтаризм
Замечательное понимание текущего момента! Оказывается, законодательные лимиты на 75 процентов украинской речи на телевидении, запрет пользования русским языком в армии, органах госуправления, в школьном и ВУЗовском обучении (в большинстве случаев) — это "русификация", которую надо остановить. Причем — руками патриарха Русской Православной Церкви. Вероятно, он должен благословить полное выдавливания языка Пушкина и Гоголя из братского государства — и такую же полную насильственную ассимиляцию местной русскоязычной общины, в которую, кстати, входят и многие украинцы. Даже в высокопатриотичном Киеве, на улицах которого чаще слышится русская речь, нежели украинская.
Таким же перлом выглядит призыв к Владыке Кириллу остановить некую мифическую "украинофобию" в России, которая, видимо, выражается в том, что, по самым скромным подсчетам, около 6 миллионов граждан Украины живут и зарабатывают на жизнь для себя и оставшихся в "незалежной" семей — получая отнюдь не "незалежные" зарплаты. И, заметим, даже самые радикальные русские националисты не требуют их депортации, не говоря уже об официальной власти.
В последней, кстати, этнические украинцы занимают весьма заметные посты. В качестве примера приведем лишь спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, ныне занимающую третью ступень в государственной иерархии РФ. Или кто-то всерьез считает, что гости из Украины, и у себя-то дома обеспечивающие 83 процента русскоязычных тиражей местных СМИ, задыхаются от того, что мастер на буровой вышке в Тюмени не обращается к ним на украинском?
Впрочем, темой борьбы с украинофобией и русификацеий архиепископ Святослав не ограничился. Так, ему очень понравилось, что в ходе визита в Польшу прозвучали слова о примирении.
"Мы не услышали, за что поляки прощают россиян, за что Православная Церковь хочет просить прощения у Латинской Церкви в Польши. Возможно, еще к этому дойдет. Но такой пример или призыв очень мощный к примирению был сделан", — заявил лидер УГКЦ.
При этом иерарх напомнил, что уже выступил с инициативой такого диалога и его церковь к нему готова. "Ждем ответа от наших будущих партнеров, и пусть им и нам в этом поможет Господь Бог", — заключил архиепископ Святослав.
После всего этого так и хочется в умилении всплакнуть, вспоминая "Блаженны миротворцы — ибо они Сынами Божьими нарекутся". Во всяком случае, на такую реакцию в глазах малоискушенной в церковной истории и реалиях аудиторию и рассчитано упомянутое заявление главы украинских униатов. Дескать, вот какие мы хорошие, добрые — руку дружбы своим российским братьям во Христе протягиваем. Правда, даже не скрываем, что это делаем ради того, чтобы наши российские "братья"-православные предали своих настоящих братьев на Украине, "сдав" их в руки воинствующей бандеровщине — но это уже второстепенные детали. Главное — мы готовы вас простить и с вами дружить.
На фоне столь "искреннего" миролюбия становится просто понятным "упрямство" Московской Патриархии, по-прежнему не желающей вести диалог с греко-католиками. Неужто со стороны РПЦ к УГКЦ наблюдается романтическо-мистическая вражда, не позволяющая принять патриарху Кириллу "руку дружбы"?
Что ж, пожалуй, причины такой позиции Русской церкви действительно следует объяснить подробнее. Опять же, не для арх. Святослава, который, наверняка сам прекрасно все это знает — но для его аудитории, на которую, в общем, и был рассчитан его дешевый пропагандистский трюк.
Не будем касаться дел "давно минувших дней, преданий старины глубокой": появление на украинской земле такого явления, как Уния, требует отдельного разговора. Обратимся лучше ко второйчетвертиXX века, когда Западная Украина оказалась под властью Польши.
В то время униатское духовенство благословляло "доблестных борцов за незалежность" из Галичины в лице Бандеры сотоварищи бороться с поляками. Что те с успехом и делали — вполне в духе средневековых зверств. Любой желающий может посмотреть в интернете список нескольких сотен пыток, применяемых ОУН-УПА, от которых кровь стынет в жилах. Кстати, польская прокуратура до сих пор пытается привлечь к суду виновников массовой резни своих граждан.
Вообще, фундаментальное положение христианства гласит о том, что "для Бога нет ни иудея, ни эллина" (Кол. 3:11) — что, разумеется, не означает освящения Православной Церковью и каких-то национальных особенностей отдельных народов. Лишь бы этническая ненависть не занимала место христианской любви.
Однако "благочестивая паства" УГКЦ понимала этот тезис по-своему. Для нее не было особой разницы, кого резать. "Духовные дети" униатских "отцов" убивали всех, кто не являлся украинцем — или, был по ее мнению, недостаточно "патриотичным". Так, гитлеровский батальон "Нахтигаль" под командованием гауптмана Романа Шухевича (позже — главнокомандующего УПА), состоящий из галичанских националистов-униатов, умудрился "засветиться" не то, что в геноциде всех евреев Львова — но даже и в соседней Белоруссии при сожжении Хатыни. Хотя, казалось бы, уж белорусы-то никак не могли составлять угрозу вожделенной "незалежности"! А сколько эти "вояки" убили своих земляков из Восточных областей Украины, виновных только в том, что те приехали учить, лечить, строить промышленность и сельское хозяйство жителям новоприсоединенных регионов…
Ныне постаревшие бандеровцы доказывают, что они воевали не только с Советской армией, но и с немцами. Правда, несколько лет назад на прямой вопрос Центральному военному архиву ФРГ с просьбой сообщить о количестве жертв нападений бандеровцев среди Вермахта был получен лаконичный ответ: "Таковых не зафиксировано". Зато несколько тысяч жителей Западной Украины добровольно вступили в ряды дивизии СС "Галичина", принеся присягу фюреру под звуки благодарственных молебнов, освящающих это позорище униатских священников.
По большому счету, исходя из вышесказанного, отпадают любые вопросы в "каноничности", "допустимости", "справедливости" и прочих резонах состоявшегося в 1946 году Объединительного собора УГКЦ, на котором его участники приняли решения воссоединиться с Православием. Дело ж не в том, что среди них не было ни одного епископа. А в том, что вся их организация за пособничество кровавому и бесчеловечному режиму, пролившему море крови не только поляков и всех граждан СССР, но и украинцев, и так подлежала суровому суду — по образцу Нюрнбергского процесса. Так что обвинять тогдашние власти СССР можно разве что в излишнем либерализме.
И в нынешнее время ситуация с униатской церковью на Украине изменилась мало. Ее паства из Галичины по-прежнему является проводником идей самого "пещерного" национализма и русофобии, разжигания межнациональной розни в стране. В лице областных Советов Львова, Волыни и т. д. она регулярно голосует за отмену 9 мая Дня Победы и введение вместо него "дня национальной скорби".
Читайте также: Украине вновь предлагают унию с Римом?
А саму Украину, пока еще в большей части православную, как всегда, не афишируя, униаты тащат изо всех сил на "благословенный Запад". Который, несмотря на вялое, но все же сопротивление Католической церкви, давно де-факто отказался от христианских ценностей в пользу "голубых" и "либеральных" — увы, богопротивных по своей сути.
Так что пусть Его Святейшество архиепископ Святослав не удивляется тому, почему глава Русской Православной Церкви не садится с ним за стол переговоров. Пусть для начала принесет деятельное покаяние перед православными настоящими — не только России, но и Украины — за все преступления против них руками паствы его конфессии. Включая и самые новейшие — когда на Галичине массово захватывались православные храмы. А "попытка к примирению" из уст униатского лидера, с которой начался разговор, означает просто призыв Русской Православной Церкви к капитуляции. Расчеты на которую, как минимум, просто наивны — и явно не свидетельствует об уме и логике верящих в столь откровенную "маниловщину".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.