13 (или 14) сентября 1321 года по пути в Венецию от малярии умер посол Равенны Данте Алигьери. Жизнь его была бурной. Впрочем, как и везде в тогдашней Италии, представлявшей собой конгломерат интригующих городов-республик, над которыми сталкивались интересы Папы Римского, германского императора, французского короля и кучи властителей помельче.
На этом фоне, в 1265 году во Флоренции в старинной рыцарской семье родился будущий гений. Итальянское рыцарство к тому моменту приближалось в своих интересах к поднимающейся буржуазии и думало больше о деньгах, чем о чести. Однако Данте, не избежавший соблазна погрузиться в большую политику (что и сыграло в его жизни роковую роль) — продолжал оставаться Рыцарем с большой буквы. Еще в девять лет он познакомился со своей сверстницей, милой девочкой Беатриче, а позже, после взросления, в его сердце вспыхнула любовь к ней. Увы, девушка к тому времени вышла замуж за другого, а потом и умерла — всего лишь в 24 года.
Читайте также: Совместимы ли успех в миру и Православие?
Однако светлое чувство к любимой Данте пронес всю жизнь. Практически все его огромное наследие проникнуто воспеванием этой любви в лучших традициях рыцарей, которые могли хранить верность своей прекрасной даме и совершать в ее честь эпические подвиги, даже если она была женой другого. Просто об "основном инстинкте" в те времена лучшие представители элиты думали не всегда, порой сосредоточившись на духовной стороне любви. Забегая вперед, скажем, что позже поэт и женился, имел детей, но не испытывал к своей супруге столь трогательных чувств.
Конечно, герой нашей статьи писал не только любовную лирику, но и политические трактаты, где излагал свои взгляды на то, какими должны быть идеальные государи и Папы. Причем он не был только теоретиком: к примеру, избирался на влиятельные должности в своем родном городе, включая пост приора (вроде мэра и президента в одном лице). Увы, вскоре после возвышения последовала и опала — в начале XIV столетия его и его сторонников навсегда изгнали из Флоренции под страхом смертной казни.
С тех пор начались скитания изгнанника по Италии. Конечно, в нищете он не жил — находил покровительство у влиятельных аристократов, часто оказывал им ценные услуги в качестве политика и дипломата. Собственно, и смерть настигла Данте во время выполнения дипломатической миссии со стороны Равенны к Венеции.
Однако самым известным произведением поэта, несомненно, является его "Божественная комедия". "Божественной", отдавая дань уважения великому таланту, поэму нарекли потомки, в первую очередь другой видный поэт эпохи Возрождения Джованни Бокаччо, автор знаменитого "Декамерона". Сам автор называл ее комедией. Ведь со времен античности этот термин обозначал не просто веселую вещицу, но и произведение с грустным началом и хорошим концом. А что, действительно, более подходит под эти условия, как не описание вечных адских мучений в начале и райского блаженства в конце?
Уже одна надпись на вратах ада, написанная чеканным стилем, поневоле настраивает на драматический лад:
Я увожу к отверженным селеньям,
я увожу сквозь вековечный стон,
я увожу к погибшим поколеньям.
был правдою мой зодчий вдохновлен:
я высшей силой, полнотой всезнанья
и первою любовью сотворен.
древней меня лишь вечные созданья,
и с вечностью пребуду наравне.
входящие, оставьте упованья…
Далее, автор, ведомый тенью великого поэта античности Вергилия (чью поэму "Энеида", где главный герой тоже путешествует по преисподней, Данте взял в качестве основы для своего произведения) следует по всем кругам ада, наблюдая за мучениями грешников, часто узнавая в них своих знакомых и современников.
Его описание и ада, и других частей загробного мира соответствует картине средневековой католической схоластики — рационального, "школьного", богословия. Правда, через призму авторского восприятия и собственного выбора действующих лиц. Тем не менее, и спустя почти восемь сотен лет, несмотря на падение интереса к религиозной литературе, поэма великого итальянца пользуется немалой популярностью. В том числе и у тех, кто если и воспринимает христианство, то только в ультралиберальной его модификации.
Например, совсем недавно в школах Италии запретили изучать на уроках "Божественную комедию" — этому воспротивились местные геи. Им очень не понравилось, что Данте поместил представителей их "корпорации" в Седьмой круг ада, где отбывают вечное наказание "насильники над естеством" — содомиты. Хотя, по большому счету, фантазия поэта определила им не такие уж и кошмарные мучения. Так, любители противоестественной любви вынуждены всего лишь ходить всю загробную жизнь обнаженными по раскаленному песку, подгоняемые ударами плетей бесов-надсмотрщиков. Правда, за попытку остановиться передохнуть им грозит уже сотня лет бичевания лежа. Что поделать, автор проявил определенный "гуманизм" — ведь среди обитателей Седьмого круга он вынужден был поместить и своего первого учителя, философа и поэта Брунетто Латини, несмотря на мудрость, также отличавшегося "нетрадиционными" пристрастиями.
Впрочем, самым большим грехом Данте считал предательство. Родины, друзей и единомышленников — и, наконец, по максимуму он отвел казней для "предателей благодетелей". Им суждено вечно страдать от холода и страха, вмороженными в лед Девятого круга преисподней.
Разумеется, только картинами ада "Божественная комедия" не исчерпывается — они составляют первую треть произведения. После наблюдения за вечными мучениями грешников Данте переходит в Чистилище, где, по католическим представлениям, отбывают временные "очистительные" наказания грешники раскаявшиеся. В этой части тоже можно найти немало трогательных историй на нравственную тему. Например, о рыцаре-разбойнике, который своей преступной жизнью, казалось, навеки погубил свою душу — однако был помилован Богом. За один лишь проступок — когда его друг попал в плен, а денег на выкуп не было, гордый аристократ стал на колени и начал просить милостыню у сограждан для спасения жизни товарища.
А после Чистилища поэт переходит в рай. Где его встречает душа его возлюбленной Беатриче, сообщающая ему, что именно она задумала все этой путешествие по загробному миру. Говорит она при этом так:
Спасти тебя возможно было
Лишь зрелищем погибших навсегда
В принципе, в этих словах и заключается ценность главного произведения великого итальянца. Дело не в том, что уже тогда его современники указывали на некоторые еретические моменты в поэме, да и среди ересиархов Шестого круга ада сам Данте поместил немало умерших Пап, своих политических противников. И даже не в том, что с точки зрения Православия, юридизм, возможность спасения Богом падшего человечества лишь после того, как оно своими очищающими страданиями принесет Творцу некое "удовлетворение", чужд святоотеческому богословию. Да, Православие, отвергает и Чистилище — согласно его учению, молитвы друзей, родственников умершего вместе с общецерковными, способны спасти грешника даже из адской бездны.
Читайте также: Херлуф Бидструп: рисунок длиной в жизнь
Но, главное, что все эти 750 лет великая поэма напоминает даже далеким от осознанной веры людям о том, что кроме нашей земной жизни есть и жизнь вечная. И о том, что, несмотря на все адвокатские потуги современных властителей дум, переименовывающих грех в генетическую особенность, вариант нормального поведения — он так и остается грехом, то есть, состоянием души, разлучающим человека с Богом и Его Любовью.
Так что даже спустя века Данте, поэт и политик, влюбленный рыцарь, философ и богослов остается одним из самых эффективных миссионеров и проповедников учения Христа.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.