11 сентября Православная церковь вспоминала усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Того, о ком Сам Христос засвидетельствовал: "…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11:11). Его гибель от руки Иродовых прислужников страшна и трагична, но в то же время — она славная. Славная, потому что величайший из вестников Воли Божией в тот день вознесся в Небесное Царствие и стоит одесную Христа — Своего Бога, а по Человечеству Иисуса — и родственника…
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. (Евангелие от Марка)
Эту историю знают, наверное, все. Рассказ о том, как пляска Саломеи заставила царя Ирода потерять голову и дать обещание выполнить любую ее просьбу, нередко приводят назидательным примером — вот, мол, чего женщина может сотворить с мужчиной. Смерть Иоанна, которого ненавидела жена Ирода, Иродиада, за постоянные обличения в незаконном супружестве (Иродиада была женой брата Ирода, Филиппа, и оставила мужа, чтобы сойтись с Иродом), смерть величайшего пророка, Предтечи Христа, кажется победой хитрости, коварства, мстительности и жестокости. Но, как это нередко бывает, поражение обернулось победой, смерть — вечной жизнью, а те, кто радовался иоанновой казни на пиру, много плакал после.
До своей смерти Иоанну пришлось какое-то время побыть в заточении, но даже в тюрьме пророк думал и размышлял не о своей участи, а лишь о Том, Кто шел за ним. Владыка Антоний Сурожский однажды сказал об Иоанне Крестителе замечательные слова. Митрополит говорил о страданиях Предтечи в Иродовой темнице, опираясь на изложенный в Евангелии рассказ. В том говорится, как Иоанн, уже будучи в заточении, послал своих учеников к Иисусу с просьбой окончательно подтвердить — Мессия Он или нет.
Читайте также: Иоанн Предтеча: жизнь как чудо
"… Колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле, — пишет Владыка Антоний. — И Христос не отвечает ему. Христос не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Вопрошающим Его ученикам Христос говорит: скажите Иоанну, что вы видите, — слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; блажен тот, кто не соблазнится о Мне… Слова, когда-то, столетиями до этого, написанные пророком Исаией; и ученики возвращаются с этим словом. Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, правда это была или внутренняя ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать, и потрясал людей, обновлял их жизнь, приводил их к новой жизни, к новизне, к весне духовной — правда это была или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего — правда это была или нет?… И Иоанн умер в вере и в безусловной верности".
Как верному и почти непоколебимому слуге Бога, Предтече выпала непростая миссия — принять мученичество за Мессию на переломе Ветхого и Нового Заветов, когда Сын Божий еще не прославился на Земле, а сила ветхой, по словам апостола Павла, смертоносной буквы (2 Кор. 3:7) была колоссальной. Иоанн, сын священника Захарии, не имел ничего из того, что рассматривалось как земное благо в ветхозаветный период. Ни дома, чтобы приклонить голову, ни имущества, даже десятины, полагающейся ему как потомкуколена Левиина, нижены. Он добровольно лишил себя всего по Слову Божию в то время, когда как таковой иноческой, удаленной от мира, аскезы не существовало. Лишь единичные примеры в духе жития великого Илии Фесвитянина, от которого принял пророческое преемство Иоанн (ведь не зря Господь позже отождествил этих двух своих пророков (Мф. 11:14)), могли утешить скорбную душу в ее сомнениях.
Есть, правда, еще одно пастырское слово о страданиях Крестителя Господня, принадлежащее великому ритору Церкви, блаженному Феофилакту Болгарскому. Оно в целом не противоречит суждениям Владыки Антония, но как будто раскрывает внутреннюю силу святого с другой стороны: "Иоанн, желая показать им величие Христа и то, насколько он (Иоанн) отстоит от Него (Христа), устрояет следующее: не делает ученикам никакого отзыва об Иисусе, а, представляясь незнающим, посылает их, чтобы они, увидев чудеса, из самых дел уверовали, что весьма велико расстояние между Господом — Иисусом и рабом — Иоанном. Ибо не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием".
Это уже вера совершенного ангела, а не земного человека. Потому Господь, провидя судьбу Иоанна, через пророка Малахию называет сего мужа небожителем, предвещающим приход Спасителя (Мал. 3:1). По той же причине на одной из канонических икон Предтеча изображается в виде ангела, облаченного во власяницу. Своим покровителем святого сына праведных Захарии и Елисаветы считают монахи, подвизающиеся в ангельском чину. Именно его отречение от мира и себя самого ради Бога, пустынническое подвижничество, не знающее себе равных по строгости и смирению, является для них образцом.
Читайте также: Семьдесят апостолов Иисуса Христа
Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн умер не только ради Всевышнего, чтобы и жизнью, и смертью открыть пророческую стезю Владыке Богочеловеку, но и правды ради. Некоторые люди недоумевают: зачем ему нужно было обличать Ирода, который все равно бы не покаялся и только лишил угодника Божия жизни? Но в этом и состояло непростое служение пророков, побиваемых в Иерусалиме камнями за правду — обличать зло везде, где оно видимо действует. Пророческая миссия всегда была диалогом с человеческой совестью, — беседой, которую надо вести, даже если та, к которой обращена проповедь, упорно молчит…
Иоанн знал, насколько ему предстоит умалиться, до степени, почти нереальной для человека. Как проповедовал митрополит Антоний Сурожский: "Его умаление, его схождение на нет дошло почти до предела. Он взят в тюрьму за правдивое, честное слово. Христос остался на свободе, Он проповедует, к Нему перешли ученики Иоанновы, Он окружен Своими учениками, Он вырос в полную меру Своего земного призвания". А Предтечу теперь ждали только ненависть и, в конце концов, смерть. От рук тех, которые на самом деле мизинца его не были достойны.
Иногда злоба может видимо восторжествовать над словом Истины, вводя многих в искушение и отчаяние: ну как же так? Почему Господь не спас Пророка? Но, если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что триумф зла весьма и весьма иллюзорный. Нечестивая Саломия, попросившая за танец голову Иоанна Крестителя на блюде, по преданию последнюю свою пляску закончила под речным льдом, который отсек ей голову, в то время, как закоченевшие ноги дергались в конвульсиях. Ее мать Иродиада, надоумившая дочь на кощунственную просьбу, вместе со своим беззаконным любовником Иродом погибла под землей. А голова Пророка, по преданию, уже после смерти отверзшая уста и повторившая свое прижизненное обличение: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего", исколотая в отместку за это иголками и закопанная в отхожем месте, теперь источает исцеление всем, кто приложится к ней с верой.
У Господа ведь все справедливо. И все в свое время…
Подписывайтесь на канал "Айя Софья" о религии в Яндекс.Дзен
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.