Глядя на православную блогосферу в условиях непростых сегодняшних испытаний, совестливый человек непременно ей посочувствует. Даже независимо от того, согласен ли он с "пуськам дали два года", или нет. Просто быть в ситуации, когда тысячи людей рады-довольны придраться к каждому твоему слову (не важно, либеральному или радикальному), лишь бы только возопить: "Ага, вот какие они, "поповцы"!" — очень непросто и очень мерзко.
Неприятно любому верующему человеку смотреть на явное позерство "священнослужителей", которым не так давно за пьянку и дебоши на храмовую дверь показали, но теперь, видите ли, они с гордостью заявляют на весь интернет: "Моя совесть задета истязанием бедных попрыгуний, я ухожу из Церкви!" Так и хочется резонно спросить, на каких антресолях эта совесть раньше валялась-то, до решения Хамовнического суда, и почему ее собственное-то срамное поведение не смущало. Почему люди, позиционирующие себя как мегасовестливые и архипорядочные, без колебаний становятся рядом с теми, кто заказывал попирание крестов? Разве что только в случайности шибко верят: совпало просто так, что в одном месте в храме поорали, в другом — крест спилили, в третьем — в блоге поносят Церковь Христову… Бывает же такое стечение обстоятельств!
Вероятно, такова уж ментальность восточнославянских народов: коль у человека горе, в котором подозревается вина этого же пострадавшего (а в любой проблеме виноватый не один), то личину мирового судьи и грозного обличителя не цепляет на себя разве что ленивый или же порядочный. Дерзнем предположить, что и тех, и других в странах СНГ очень мало, судя по реакции общественности на православное лихо. Поэтому и обстрел информационный ведется нешуточный. Поскольку основное общение, особенно у жителей больших городов, ныне сосредоточилось во всемирной паутине — как раз в ней, родимой. И после того, как на первый извечный русский вопрос "Кто виноват?" за нас ответили и об этом орут непрестанно, остается только поискать ответ на второй: "Что делать?" (благо, хоть третий, о курице, которую неизвестно, можно ли есть руками, здесь почти ни при чем).
Читайте также: Европа и тролли: о глазах и бревнах
Итак, что делать в сей информационной петле бедным православным блогерам, журналистам и прочим личностям, коих злая судьба навеки связала с общественным мнением? Да то же, что и всегда: взять пару уроков у видавшей такое не раз матушки-истории. В данном случае — ветхозаветной. Есть такой удивительный и поучительный псалом, 136-й, "На реках Вавилонских" (в масаретской нумерации он, правда, 137-й). Его еще в два воскресенья перед Великим Постом по церковному уставу петь положено.
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы (киноры). Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: "пропойте нам из песней Сионских". Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
Никогда не задумывались над тем, почему солдаты "дщи Вавилоней окаянной" "вопросили" евреев о пении Сионских песней (а ведь Сионские песни — не какой-нибудь народный вокал, а молитвенные песнопения, "песни Богу"), когда весь народ плакал и стенал? Это не просто прихоть захватчиков, решивших, а, сделаем привал, да пусть еврейки для веселости споют и спляшут. Никак нет. Это уже претензия на присвоение сакрального пленного народа. Такой просьбой богоизбранному народу давалось понять: твой Бог тебя от меня не спасет, и Сион тебе будет, где я скажу, и молиться ты будешь кому велят, хоть Иегове, хоть Астарте, хоть мне, царю-батюшке, или моему воеводе, и попробуй мне только характер показать, как говорится…
Что сделали в такой трудной ситуации иудеи? Как раз свой религиозный характер и показали. Четко-определенно дали понять идеологически изобретательному вражине: он вправе их пленить, мучить и лишать жизни, но от святыни руки прочь. Никто ему молитвы Божии петь не будет, лучше уж органы на вербах оставить. При всех своих прегрешениях, за которые Господь и покарал этот народ вавилонским пленом, они ставили Его Заповедь выше своей жизни. Если не положено чужеземцу слышать псалмы пророка и царя Давида, он их и не услышит. Сакральное любой ценой должно быть сохранено от чужих, грязных рук, и лишь за такую любовь и такое ревнование Господь когда-нибудь простит.
Чему мы, современные русские ортодоксы, имеющие отношение к публичным выступлениям, можем у них поучиться? Да как раз обоснованному нежеланию петь молитвы да плясать под чью-то дудку. Смирению и послушанию, в отсутствии которых нас чаще всего упрекают. В условиях антиправославной информационной блокады это может выглядеть примерно таким образом: ни о чем, следующем за литургией оглашенных, на которой разрешено присутствовать всем, с далекими от Церкви людьми никто из верных говорить не должен. А рассказывать о Святых Таинствах и вовсе позволительно только священнику. Оправдывать нашего Патриарха за его дачи-машины-часы следует только перед вышестоящей инстанцией — Богом. Лучше "песней Сионской", то есть искренней молитвой о здравии своего отца и господина. Если Господу было угодно ввести нас в духовный Вавилон, то уж явно не для того, чтобы мы лишились там собственной идентичности или стали бы лупить один другого под громкое бесовское "улю-лю".
Читайте также: Христианство в офисе: подводные камни
В конце концов, что бы ни говорили инакомыслящие и злопыхатели, наша правая вера создала и укрепила великое Русское государство. Что касается "осуждения западной общественности" — ну, гей-феминистик-либерал лобби против "мракобесной православности", конечно. Потому что она свидетельствовала, свидетельствует и будет свидетельствовать о том, что дела его злы. Но миллионы консервативных христиан Запада и Востока за нас молятся и с нами скорбят. И никто из них почему-то не выражает публичного недовольства маркой машины, на которой ездит предстоятель Русской православной церкви. Видать, это нетактично, с их цивилизованной точки зрения.
Духовный Вавилон, как и Вавилонское царство исторически, — колосс на глиняных ногах. Чем устрашающе будет выглядеть, тем быстрее рухнет. Посему о нем да его антихристианских убеждениях нам, избранным людям, думать вообще излишне. Гораздо лучше будет позаботиться о соблюдении своей веры хотя бы в той степени, в которой удалось сохранить ее ветхозаветным избранным предшественникам.
И да поможет нам Бог.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.