"Шаман" — это слово мы слышим так часто, что большинство из нас уверены, будто хорошо знают, кто это. Мы нередко наталкиваемся на это слово в заголовках фэнтезийных романов или книгах по эзотерике. Во многих уголках мира можно встретить ярко разодетых людей, выдающих себя за шаманов и за определенную плату готовых предсказать будущее или вылечить от болезней. Но нередко все это — лишь имитация внешних проявлений, далекая от сути одной из древнейших мистических практик.
О шаманизме и шаманстве сказано много. Десятки исследователей-этнографов и фольклористов писали научные работы на тему шаманизма. В связи с этим, как это обычно и бывает, далеко не всегда ученые приходят к единому мнению. Попробуем рассмотреть разные точки зрения на шаманизм, чтобы дать как можно более полную картину данной практики.
Чаще всего в справочниках и учебниках по религиоведению можно встретить утверждение, что шаманизм является ранней формой религии. Этого мнения придерживаются многие ученые. Тем не менее, существует довольно много аргументов в пользу того, что шаманизм не является в полной мере религией. По утверждению В. Н. Топорова, следует отделять шаманизм как концептуальную модель от шаманства как одного из видов религиозной практики. Е. А. Торчинов называет шаманизмом переходной формой "от ранних форм религии к религиям чистого опыта" и предлагает принимать за шаманизм "архаическую технику экстаза, то есть примитивную психотехнику".
Одним из аргументов в пользу того, что шаманизм все-таки не является религией в полном смысле этого слова, может служить тот факт, что шаманизм сам по себе не предполагает веру в бога или богов. Более того, шаманы часто исповедуют другие религии. Чаще всего, конечно, язычество или анимизм, но находились и шаманы-православные (по крайней мере, называвшие себя так). К примеру, во времена преследования шаманизма со стороны царской администрации и духовенства многие шаманы уже после формального крещения заявляли, что "шаманство не есть вера или религия, но действие частное". Можете себе представить мусульманина, который параллельно исповедует буддизм?
Читайте также: Стоунхендж — далеко ли до человеческих жертв?
За тысячелетия существования шаманизма он впитал в себя элементы многих религиозных культов. Шаманизм тесно связан с анимизмом - верой в духов и одушевленность природных явлений. Помимо этого, в шаманизме не существует никаких зафиксированных догм или вероучительных книг, в этом отношении он является бесписьменным мистическим направлением. Не существует специальных сооружений для проведения обрядов, вроде церкви или мечети. Нет в шаманизме и такого обрядового элемента, как молитва.
Стоит добавить, что во многих странах к шаманизму относились как к профессии, образу жизни. Конечно, безусловным минусом такой "профессии" являлось то, что шаман не имел права брать деньги за свои труды. У шаманизма есть и другие отличительные особенности, которые выделяют данное направление на фоне других подобных практик, но о них мы поговорим позже.
Итак, откуда же пришло слово "шаман", "шаманизм" и "шаманство"? Необходимо сразу отметить, что слова "шаманизм" и "шаманство" являются научными терминами, первый из которых — западноевропейский, второй — российский. Данное слово впервые появилось в литературе сравнительно недавно — лишь в XVIII веке. О шаманах, конечно, было известно гораздо раньше. Они упоминаются в "отписках" и "доездах" русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах. Основной версией происхождения слова является версия появления из тунгусо-маньчжурских языков, от корня, связанного с глаголом "sa" — "знать". По утверждению специалиста по этимологии М. Фасмера, вторая часть слова "шаман" заимствована из эвенкского языка от слова "аmаn" ("буддийский монах"). Таким образом, "шаман" — это собирательное название для последователей шаманизма, но каждый народ называет их по-своему. Например, алтайцы, хакасы и тувинцы говорят "кам"; якуты — "ойун"; казахи, киргизы и туркмены — "баксы" или "бакши"; буряты и монголы — "бё", а эскимосы — "ангакок".
Но если с происхождением названия есть некая определенность, то со временем возникновения дело обстоит куда сложнее. Время появления христианства, ислама и буддизма известно благодаря тому, что оно тесно связано с периодом жизни их первооснователей. У шаманизма же такой отправной точки нет ввиду отсутствия в нем верховной фигуры. Есть предположение, что шаманизм возникал в разных частях света в разное время, то становясь господствующей формой мистических практик, то затухая и теряясь среди новых религиозных направлений.
Читайте также: Синтоизм: религия духов без Бога
Что касается географии распространения шаманизма, можно с уверенностью сказать лишь одно — шаманизм не был явлением локально ограниченным, следы данной мистической практики прослеживаются повсеместно: Евразия, Африка, Северная и Южная Америки… В той или иной форме он существовал у всех народов земного шара.
Временами шаманизм усиливался за счет других верований, поглощая и впитывая их. В чем же суть шаманства как такового? Существует традиционная точка зрения, что шаманизм родился из потребности человека умилостивить духов природы. Но, например, С. А. Токарев в своей книге "Ранние формы религии" придерживается прямо противоположной позиции. Он утверждает, что шаманизм как форма религии сложился уже на основе довольно четких представлений о сверхъестественном. Очевидно, что шаманизм должен был отвечать определенным общественным потребностям своего времени. Токарев предполагает, что этими нуждами были в первую очередь потребность в исцелении, во вторую — обеспечение хозяйственного и охотничьего промысла. Если говорить об общих предпосылках, то это, скорее всего, начало разложения первобытно-родовой общины, сопровождавшееся выделением из нее значимых людей, которые так или иначе были обособлены от остальных. Среди них были военачальники, правители, воины, ремесленники и… шаманы.
Если говорить в общем, то шаманизм — это комплекс действий, делающих возможным целенаправленное и осознанное общение со сверхъестественным, который осуществляется шаманом и в основе которого лежат специальные психотехники ("камлание"). Шаманизм — разностороннее и многоликое явление, знаменующее целую эпоху (а то и несколько) у разных народов. Сам факт того, что следы шаманизма прослеживаются до сих пор в разных частях земли, говорит о том, что эта магическая практика продолжает развиваться и видоизменяться.
Тем не менее, существуют основные черты шаманизма, благодаря которым его можно отличить от других религиозных и мистических течений. В частности, космогония (представление о мире) у шаманов была едина, как и способы инициации шамана, шаманские "двойники" и способы достижения измененного состояния сознания. Но об этом мы поговорим в следующих статьях…
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.