Ночь с 23 на 24 августа 1572 года вошла в историю как Варфоломеевская

Xристианское язычество Варфоломеевской ночи

Если задать разным людям один и тот же вопрос: "Что было самым ужасным в Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 года?", ответы вряд ли будут одинаковыми. Безусловно, жутким было все, потому что католики, христиане, вырезали сотни "еретиков" — каких ни есть, но тоже христианских. Погибли живые верующие люди, протестанты. Но вот что самое поражающее, во что здесь никак не хочется верить? Лично мне — в то, что эта кровавая вакханалия вызвала восторг у предстоятеля Римской церкви, коим в то время был Григорий ХІІІ: папа устроил в Риме иллюминацию и выбил медаль в честь сего "богоугодного" дела.

Конечно, читатель может заметить, что гугеноты поступали в подобных ситуациях не намного гуманнее (вспомнить хотя бы чешских гуситов). Это правда. Но ведь колыбель протестантизма — тоже католичество, хотя он возмущенно из своей духовной "люльки" и выпрыгнул (при этом часто повторяя по жизни ошибки отца-Ватикана).

Выходит, причину стоит искать в "родителях". Не с тем, чтобы осудить католицизм в целом (нет в истории человеческого сообщества без черных страниц биографии), но чтобы понять и сделать для себя выводы. Ибо каждый христианин однажды рискует превратиться в фанатика, убивающего якобы во имя Бога. И никто, осуждающий католиков-дворян, закалывающих шпагами протестантов во времена Реформации, не застрахован от того, чтобы самому в нашу прогрессивную эпоху стать заложником политических амбиций, прикрытых "богоугодностью" дела…

Читайте также: IV Крестовый поход: брат на брата

Священное Писание открывает нам одну интереснейшую политическую вещь, а именно: когда Господь попускает главенствовать какой-либо страной или религиозной общиной кровожадному деспоту, то Он делает это потому, что государство, община или другая социальная группа сформировала в себе надлежащую среду для такого чудовища. Например, Книга пророка Исайи, 19:3-4: "И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых, и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь Саваоф". Народный предстоятель, как видим, вполне соответствует своему электорату, готовому перевернуть загробный мир, лишь бы получить ответ о своем будущем, и заколоть кого угодно в жертву идолу, чтобы создать условия, благоприятные для себя самого. И Екатерина Валуа, "черная королева", устроившая "варфоломеевскую" бойню — живой пример подобной "свирепой царицы". Она тоже, как ни странно, в историческом смысле лишь зеркало, отражающее взгляды и убеждения своих подданых.

Вспомним те времена и нравы — против которых восстал Мартин Лютер, которые сделали папизм притчей во языцех неверующих. Да, последние неправы и предвзяты, нельзя так уж скопом осуждать всех католиков — среди них, как и везде, есть разные люди. В том числе, праведные и от сердца любящие Христа. Но невозможно и отрицать, что в народном быту прихожан католических церквей правое исповедание Бога вытеснялось многими языческими предрассудками. Западные христиане охотно ударялись в оккультизм и просто колдовство (а позже и вообще появились "маги в сутанах", прародители появившегося на свет несколькими столетиями спустя Элифаза Леви). Убийства "во славу Божию" стали обыденным явлением для тех, кто благословлял своих сыновей на захватнические крестовые походы (целью которых в действительности было заполнение золотом папских сундуков).

Предсказания бродячих астрологов (приговариваемых Ветхим Заветом к смертной казни) стали авторитетным источником для самых разных слоев общества — от простолюдинки до той же королевы Екатерины Валуа, урожденной Медичи, не принимающей никаких серьезных решений без прогнозов придворного звездочета Козимо Руджери. Формально большинство французких католиков XVI века оставались христианами и посещали мессы, но на деле они исповедовали и, что еще хуже, несли по жизни самую настоящую бесовско-языческую "духовность". В которой, в отличие от духовности христианской, принято приносить в жертву других ради своей выгоды, а не жертвовать собой ради ближнего своего…

Почему же аскеза, призванная быть путем к совершенству и стражем человеческой совести, никого не останавливала? Возможно, потому, что католическая аскеза построена на чувствах; по словам оптинского новомученика Игоря (Рослякова), в ней слишком часто стремятся "…суетиться у подножия истины, указывать людям на красоту ее вершины, умиляться, ломать руки и плакать, не зная чувства высоты истины, не представляя себе вида, который открывается с ее вершины". Суетясь у подножия, чувственную лавину религиозного фанатизма не остановишь. Только тот, кто уже поднялся на вершину, может с нее увидеть и отразить такую опасность.

Но у француских протестантов не было таких вождей, как святой благоверный князь Александр Невский, усилиями которого с притязаниями некоторых католических рыцарей вырезать "еретиков"-православных было покончено. Что греха таить — Генрих Бурбон, король Наварры, вождь гугенотов, сам то ли из страха, то ли из инстинкта самосохранения после резни в Варфоломеевскую ночь протестантскую конфессию на католическую все-таки сменил. Да и других высокоименитых "обращенных" хватало.

Читайте также: Генрих IV — религиозный перебежчик

Возможно, дело и в том, что французские реформаторы являлись все-таки вчерашними католиками и отчасти продолжали чувствовать себя ими, даже бунтуя против католической династии Валуа. Распространенная ошибка родом из советской идеологии — видеть людей прошлого марионетками, лишенными чувств, убеждений и выбора, слепыми пешками политических и религиозных сил. Все было не так просто, как может показаться. Эта ситуация, сложившаяся в XVI столетии, не настолько в духовном плане чужда нашей современности, как представляют себе многие. И чудовища-правители, толкающие подданных на резню иноверцев, тоже не прямо из преисподней берутся — их формирует общество, ими же впоследствии и узурпируемое.

Так что Варфоломеевская ночь, кощунственно паразитирующая на имени святого апостола из Двенадцати, — это историческое предупреждение всем нам: "Не хватайся ради чьих-либо лозунгов за нож во имя своей веры, если Господь говорит тебе: "Не убий". Вонмем?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить