После скандальной истории с Pussy Riot и присоединившихся к ним FEMEN слово "феминизм" у всех на слуху. Находятся и такие, кто ищет барышням параллели в Писании — договариваются аж до того, что Сама Богородица была феминисткой. Попробуем разобраться, за какие именно права борются феминистки и нужно ли верующим лезть на одну с ними баррикаду.
Одна довольно известная в Живом Журнале дама, позиционирующая себя как верующий человек, высказала интересную мысль: "Девочки-пусси не совершили никакого кощунства, потому что Пресвятая Богородица (прости, Мати, что повторю) всегда была феминисткой, Она постоянно боролась за права обиженных и угнетенных!". Что ж, по форме звучит весьма правдоподобно: действительно, когда это Всемилостивая Заступница отказывала в помощи гонимой женщине? Никогда. И феминистки тоже кричат, что "освобождают женщин от рабских оков".
Читайте также: Петр и Феврония: не влюбленность, но любовь…
Только вот своит разобраться: представление о раскрепощенности женщины у Пресвятой Богородицы, Которая есть одно со Своим Сыном и во всем (!) с ним согласна, и у феминисток — одно и то же, или все-таки нет? Если отличается, то утверждение, что Она солидарна с эмансипантками, по меньшей мере, является обычным лукавством. Попробуем же в сем разобраться, послушав высказывания наиболее известных феминистических деятельниц.
Мастер медитации Салли Кемптон — автор известной статьи "Как быть жестоким", где использован образ давящей мужское тело богини Кали, сформулировала афоризм: "Я стала феминисткой, чтобы не стать мазохисткой". Несмотря на декларируемую воинственность, это объяснение выдает довольно сильный внутренний дискомфорт, нелады с обществом и страх перед ним, а уже как следствие такого страха — агрессию. Мол, я всем вам, гадам, покажу, и вы не посмеете меня унижать. У Марии из Назарета Галилейского все было совсем по-другому — ее гармоничное, святое внутреннее состояние не требовало даже никаких усилий для того, чтобы себя защищать. "Сотворил мне величие Сильный" и "… отныне ублажат меня все роды" — более чем достаточно! В мире духовном Пресвятая Богородица и Приснодева Мария — Талант, заявивший о Себе одними плодами Своего Существования и не нуждающийся ни в каком "пиаре". Паразитировать же на чужом, да еще и оскверняя его, — удел бездарей, коим прославиться больше просто нечем. Остается становиться садисткой, как матушка Кали, чтобы не согласиться с зачислением себя в мазохистки.
Но сводить весь феминизм к госпоже Кэмптон необъективно будет, правда? Так что едем дальше. И следующая остановка — тезис Лизы Кремер: "Женщины — большинство, которое существует на правах меньшинства". Согласилась бы с этим Отроковица Мириам относительно православных святок? Вряд ли. Ибо, как правильно подметила игумения N. (мать Феофила (Лепешинская)) в своей чудесной книге "Дерзай, дщерь!", "сопоставляя по календарю число святых обоего пола, обнаруживаем соотношение примерно 1:8 — мужчин в восемь раз больше". Но, тем не менее, ни одного святого мужчину, кроме Богочеловека Христа, мы не почитаем как личность, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Ни о ком из них не говорим, как о Приснодеве, что весь мир был сотворен ради Нее. В конце концов, семя Жены, а не мужа, стерло главу змия. Поэтому мнение об "угнетенности" женщины в христианстве — не что иное, как банальное передергивание да игра на понятиях.
Иной пример — святая пророчица Девора, "мать Израиля" (Суд. 5:7). Сколько известных и достойнейших судей-мужчин — Гедеон, Самуил, Сампсон, Иеффай, Самегар — и никто не "отец сынов Израилевых". А она, одна-единственная, — и мать! Это ли не огромное преимущество при количественном меньшинстве? Или вот, слова известнейшего православного экзегета и великого ритора Церкви, Феофилакта Болгарского, о женщине-проповеднице Нового Завета Прискилле: "Жену он поставляет прежде, потому что она была усерднее и более предана вере, она научила вере и Аполлоса". Более того: "Видишь ли, как и жены были усердны и пламенны в вере, как и они распяли себя для мира? Ибо и этот род нисколько не ниже мужчин, если хочет. И в житейских делах они много способствуют жизни, так как берут на себя заведование домашним хозяйством и тем дают возможность своим мужьям беспрепятственно заниматься общественными делами. И в духовных делах они даже более мужей могут преуспевать, в целомудрии, святости, скромности и посте, вообще женскому полу нет никаких препятствий к добродетели, если они желают".
Что может предложить феминизм христианке, у которой есть свобода гораздо большая и лучшая? Наверное, возразить ей, как это сделала Глория Стайнем: "Свободная женщина та, которая считает нормальным секс до замужества и работу — после". Но такая "незакрепощенность" может только рассмешить, ведь это все равно, что "свобода" курильщика от "общественных предрассудков о курении". Да, он волен гробить свое здоровье, как ему вздумается, но… какая же внутренняя свобода у заядлого раба никотина, которого лиши на сутки его вонючей табачной соски, так ему небо с овчинку покажется? Он же на самом деле настоящий заложник своего курева.
Так и несчастные "эмансипированные" женщины, добровольно делающие себя рабами похоти и карьеризма. Причем при всех правах на образование "наравне с мужчинами" не имеющие и десятой доли знаний воспитанницы Института благородных девиц. То образование, поносимое сейчас со всех сторон, имело большое преимущество: оно было адаптировано к женскому естеству, для которого природно видеть себя женой и матерью. Вот к этому стремятся христианки — созиданию себя как женщины в соответствии с Промыслом Творца. А разрухой только хаоса и добьешься. Это уже наше горькое историческое прошлое доказало.
Домоводство, обустроение семьи как малой церкви, — тоже замечательная работа, если подходить к нему творчески, с молитвой и благословением. Оно может здорово развивать женщину. Но ведь для заядлой феминистки успешная профессиональная деятельность — это карьеризм, и в этом скрыта большая ошибка. Ни один из талантливых специалистов, которых я в своей жизни знала, не опускался до "офисных баталий". Потому что работа для него, неважно, художник этот человек, проводник поезда или инженер, — отдушина и, пусть не всегда, но зачастую праздник. Эмансипации же нужна женщина-карьерный идол, а не женщина-профессионал от Бога. Тогда как в христианстве не зря существует притча о талантах. Человек призван раскрыть в себе то хорошее и творческое, что вложил в него Господь. Независимо от того, мужчина он или женщина.
Читайте также: Святая женственность царевен Романовых
И, в довершение всего, — о равенстве полов в христианстве! Послание святого апостола Павла Галатам, глава 3, стих 28: "…нет ни мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".
Так что, девочки, незачем Богородице и нашим святым женам становиться феминистками, — ничего толкового вы дать им не сможете, да и все у них уже без вас есть. Лучше вы станьте, как они. И многие ваши проблемы решатся сами собой…
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.