Василий Блаженный напоминал о пагубности "мудрости" мирского

Василий Блаженный - юродивый Грозного царя

15 августа 1557 года Православная церковь чтит память Василия Блаженного, скончавшегося в этот день по церковному календарю. "Мне бы у Василия Блаженного на паперти сидеть..." В одной из ранних редакций романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" эти слова произносит Иванушка Бездомный — весьма забавный в религиозном смысле персонаж, в душе которого рудименты православной веры предков борятся с идейно-шаблонным советским атеизмом. В итоге даже сложно сказать, что побеждает. Но одно очевидно — если уж в памяти антирелигиозного маргинала непроизвольно всплывает образ именно этого святого, то почитание его, по мнению писателя, сохранилось в религиозных генах русского народа. За что же настолько был и есть любим славянскими ортодоксами блаженный нагоходец Василий?

У Бога есть множество подвигов, которыми Он прославляет человеков, — люди индивидуальны, разные и пути. И каждое подвижничество чем-то уникально и неповторимо. Подвиг юродства, прославивший Василия Блаженного, христианские богословы не раз называли самым тяжким и самым полезным для общества. Почему? Потому, что это единственный способ напомнить о Божием тем, кто слишком увлекся "мудростью" мирского и не видит ей альтернативы. Как ни страшно в этом признаваться, но бывает такое не только в языческих общинах, обличаемых апостолами, но и в обществах христианских. И тогда Господь посылает людей, своим якобы лишенным житейской логики и разума поведением обличающих этот мир. Апостол Павел пишет об участи таких избранников: "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым" (1Кор. 3:18). Не менее пророчески прозвучали и слова преподобного Антония Великого, христианского подвижника ІІІ-IV веков: "Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: "Ты безумствуешь", — потому что он не подобен им". Уподобляясь Христу, опрокидывавшему столы торговцев на внешнем дворе Храма, юродивые резко и безкомпромиссно показывали лживость показной веры, и этим спасали сотни людей вокруг себя.

Читайте также: Пантелеймон — "русский" святой из Малой Азии

Само рождение блаженного Василия, чья память празднуется Церковью 15 августа по новому стилю, свидетельствовало о его необычном предназначении на Земле. Про преданию, он родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда пришла на молитву его мать Анна. Будучи сыном простой семьи, мальчик подрос и был отдан в обучение сапожных дел мастеру. Именно в это время произошло первое чудо, которое описано в житие провидца и чудотворца. Один из купцов, заказывая себе обувь, пожелал такие сапоги, чтобы не сносились за год. На что странный мальчишка со слезами на глазах ответил: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". Разумеется, мастер потребовал объяснений этому высказыванию, и подмастерье объяснил, что купец вскоре умрет, поэтому сапоги надолго не понадобятся. Так впоследствии и вышло…

Доподлинно неизвестно, как отнеслись родители Василия ко внезапно проявившемуся у их сына дару прорицания. Но возможно, что он их напугал или встревожил, и такая реакция вынудила молодого подвижника оставить отчий дом и бежать в стольный град Москву, чтобы там выполнить Волю Божию о себе. Возможно, все было наоборот, и Василий поступил как преподобный Алексий, человек Божий, то есть оставил даже благочестивую семью для отдания себя одному Богу. Его выбор подвижнического поприща — Москва — может показаться странным тем, кто привык представлять себе образ странника в пустыне. И, тем не менее, многолюдный город тоже может превратиться в духовную пустынь вследствие царящих в нем беззаконий. Подвигом Василия как раз и стало безумное на вид, а по сути очень мудрое обличение этих пороков.

Читайте также: Князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Зимой и летом он ходил обнаженным, как праотец Адам, напоминая людям о потерянной ими внутренней чистоте. Страдая от мороза, блаженный Василий утешал себя словами сорока мучеников Севастийских: "Люта зима, да сладок рай". Его нагота не была чем-то сродни современного эпатажа — она просто служила живым доказательством того, что Благодать Божия, согревающая угодника Христова, сильнее любой стужи. Проявлялась она в, казалось бы, бессмысленных поступках юродивого: например, он мог идя по базару, перекинуть кувшин с квасом или рассыпать калачи, а потом оказывалось, что товар был несвежим и кому-то отравившемуся мог стоить здоровья. Когда Василий терпел за свои богоугодные дела насмешки и даже побои, он только радовался и славил Всевышнего…

Жители столицы не сразу признали его святым человеком, несущим подвиг юродства. Но однажды подвижник изгнал беса, притворившегося нищим у Пречистенских ворот. Он Божией Милостью мог видеть и мысли людей. Известна история его беседы с самим царем, Иоанном Грозным. Когда тот в честь своих именин позвал святого в чертог, блаженный Василий трижды вылил заздравную чашу в окно. На негодование монарха (впрочем, не могущее перерасти в нечто большее, так как самые деспотичные православные правители не прикасались к юродивым Христа ради) Василий ответил: "Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят был весь Новгород, и престало запаление". После чего подвижник выбежал из дворца, и, как не искала его царская стража, найти не смогла.

Засомневавшись, царь послал гонцов в Великий Новгород и получил от горожан потрясающее известие. Оказывается, пожар вправду был, и во время бедствия некоторые видели нагого человека с водоносом, заливавшего огонь. Пожар был погашен. Стоит ли говорить, каким благоговейным страхом перед святым исполнился великий князь всея Руси?

Читайте также: Георгий Победоносец: любим всем миром

Божий угодник не боялся иной раз и обличить царя. Однажды, на слова Иоанна о том, что тот был на литургии, где якобы отсутствовал нагоходец, Василий возразил: "Нет, я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения "Всякое ныне житейское отложим попечение" со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем". После этого случилось неожиданное: жестокий тиран, именуемый в каноне священномученику Филиппу Московскому "новым Иродом и новым фараоном", признал свою немощь перед этим человеком — ничтожным для мира и возвеличенным у Бога…

Творились Василием Блаженным и чудеса, подобные наказанию Богом Анании и Сапфиры, свершившемуся через святого апостола Петра. В его агиографии рассказывается о довольно интересном случае: "Один из вельмож московских любил блаженного Василия, и сам Василий нередко посещал его. Однажды, когда юродивый пришел к нему в лютый мороз, боярин стал умолять его, чтобы по крайней мере в такое суровое время прикрыл наготу свою. "Истинно ли желаешь сего?". "Истинно желаю, — отвечал боярин, — чтобы ты облекся в мои одежды, ибо люблю тебя от всего сердца". Улыбнулся блаженный и сказал: "Добро, господин мой, делай как хочешь, ибо и я тебя люблю". Обрадовался боярин и вынес ему собственную лисью шубу, покрытую красным сукном, и Василий, облекшись ею, пошел по улицам и площадям города. Лукавые люди, увидев издали святого в столь необычайной одежде, умыслили коварно испросить у него шубу. Один из них лег на дороге и представился как бы мертвым, другие же, когда приблизился к ним юродивый, пали пред ним на землю и просили подать им что-либо для погребения лжеумершего. Вздохнул блаженный Василий из глубины сердца о их окаянстве и спросил: "Истинно ли мертв их товарищ и давно ли скончался?". Они отвечали, что в сию только минуту, и блаженный, сняв с себя шубу, покрыл мнимо усопшего, говоря: "Писано во псалмах: лукавнующие потребятся". Когда праведник отошел, обманщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв".

Читайте также: Александр Невский — православный рыцарь

Наверное, многие книги не вместили бы всех чудес, совершенных Богом через блаженного, если бы писать о них подробно. И мало кто из современных православных, читающих его житие, рискнул бы хоть в малом повторить путь Василия, Христа ради юродивого. Но одно стоит запомнить — больше всего он не любил милостыни, подаваемой не от сердца, а из желания легким образом заполучить Божие Благословение, и в первую очередь помогал тем, кто нуждался, но по смирению стыдился просить помощи. Хотя, казалось бы, сам терпел нужду большую, чем облагодетельствованные им люди.

Достойный пример для подражания, не так ли?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить