27 июня по старому стилю (и 10 июля по новому) в храмах служится "Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой, Богом дарованной победе над свейским королем Карломъ XII и воинством его, содеянной под Полтавою". И хотя событию этому нынче пошел уже 203-й год, споры вокруг него не утихают. Пожалуй, краеугольным камнем в них является оценка украинского гетмана Мазепы, перешедшего на сторону шведов. В упомянутой "Службе" этот поступок однозначно оценивается как предательство.
Весьма характерным является следующее песнопение в начале праздничной Утрени: "О, крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец, обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и Благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние - злодейство, за милость - ненависть, Бог же воздаде второму, якоже и первому Іуде, по деломъ их."
Надо заметить, что столь резкие выражения в отношении украинского союзника шведов появились отнюдь не в упомянутой службе, составленной вскоре после великой победы над Полтавой, а тогда, когда гетману-изменнику была провозглашена "великая анафема", церковное проклятие и полное отлучение от Церкви. Попутно по приказу Петра был отлит в единственном экземпляре "Орден Иуды", изображающий знаменитого апостола-предателя, повесишегося на осине, с выбитым девизом - "Треклят сын погибели Иуда, еже ли за сребролюбие давится". Справедливости ради отметим, что библейский христопродавец перед повешением раскаялся в том, что "согрешил, предав кровь неповинную". А про раскаяние в содеянном Мазепы - хотя бы частичное - историкам ничего не известно.
Читайте также: Как отличить веру от "ролевой игры"?
Неужели подобное отношение к изменнику является выражением "политического православия", в котором РПЦ не устают обвинять ее оппоненты? Такая точка зрения особенно распространена на Украине, в национал-патриотических кругах которой Мазепу почитают как "героя борьбы за независимость против тирании Москвы" и даже поместили его портрет на одну из самых ходовых купюр - достоинством в десять гривен. Так "борец за независимость" оказался в одном ряду с князьями Владимиром и Ярославом Мудрым, поэтом Тарасом Шевченко, Лесей Украинкой и т.д.
Но "независимость" самого Мазепы носила характер весьма странный. Ведь он принес присягу царю на Кресте и Евангелии, и в тот момент над ним никто с заряженным пистолетом не стоял, шепча: "Попробуй только не присягни - враз порешу". Мог бы и отказаться - сославшись, например, на "недостоинство" или "слабое здоровье". За такое даже в Сибирь бы не отправили. Наоборот, глядишь, еще бы больше зауважали: дескать, добровольно от такой власти отказался. Но присяга была принесена, Бог свидетель. А потом - злостно нарушена. Как иначе назвать этот поступок, если не "богоотступничеством"?
Читайте по теме: Куда идет Украинская Церковь?
Немаловажное значение имеет вера тех, к кому переметнулся Мазепа. Шведы ведь были протестантами, ненавидевшими православную веру, пожалуй, почище католиков. Те-то захваченные храмы, по крайней мере, переосвящали для собственных нужд. А последователи Мартина Лютера считали почитание икон, святых, молитвы за умерших "идолополонством" - с вытекающим отсюда отношением к нашей вере. Доходило да превращения церквей в конюшни, сожжения икон и прочих таких же "славных" деяний шведского воинства на оккупированной Украине. Может быть, поэтому практически все крестьянство поднялось на партизанскую войну против захватчиков? Да и львиная доля казачества, кроме личной гвардии гетмана вкупе с частью запорожцев, воевала со шведами.
А ведь подобное сотрудничество с "варварами" было детально рассмотрено в 240 году, почти за полторы тысячи лет до указанных событий - святителем Григорием Неокесарийским в его "Каноническом послании", посвященном поведению христиан Понта по время нашествия иноплеменников-готов. Приговор "коллаборационистам" выносился один - отлучение от Причастия или полная анафема. Уместно вспомнить, что эти каноны вполне обоснованно применял св. патриарх Тихон в отношении тех священнослужителей, которые помогали большевикам грабить церковную утварь, иконы, и другие святыни для продажи за рубеж, а также "православных", предавших веру ради воистину сатанинского режима Гитлера в годы Великой Отечественной войны.
Возвращаясь к Мазепе: предательство, удостоенное "ордена Иуды", было отнюдь не первым неблаговидным его поступком. Биография этого "борца за независимость" прямо-таки изобилует всяческими перебежками - от одной кормушки к другой, от одного покровителя к другому. Тот, кого украинские историки-националисты провозгласили "великим сыном" своей родины, изжил всякий патриотизм еще в бытность камергером при дворе польского короля Яна-Казимира. Самое что ни на есть теплое было местечко для "сына" - после того как Богдан Хмельницкий освободил Украину от польского ига.
Но сказать, что Мазепа служил полякам верой и правдой, язык не повернется: впав в немилость из-за амурной истории с замужней дамой, он вынужден был сменить хозяина... И перешел к заклятому врагу Варшавы, верному вассалуТурции, гетману Правобережья Дорошенко, чья "любовь" к Украине выражалась весьма прихотливо - например, в поставках янычарскому корпусу украинских мальчишек, принуждаемых впоследствии к принятию ислама. Мазепа в осуществлении этих поставок принимал самое непосредственное участие. И в ходе одной из них его взяли в плен запорожцы, стремившиеся избавить своих товарищей от участи "подарка туркам".
Ранее мы писали: Храмы Киева - заложники политики
На Сечи преданность Мазепы недавнему покровителю иссякла сама собою. Но новый объект для прислуживания он подыскивал по уже сложившемуся принципу - от противного. И притулился у левобережного гетмана Самойловича, поднявшись аж до должности генерального есаула, фактически второго человека в казачьей верхушке. За оказанное ему доверие Мазепа отблагодарил как умел - то есть предал. Он обвинил благоволившего к нему гетмана в измене, причем не Украине, а "клятым москалям", дабы последние прониклись благодарностью к столь ценному человеку и передали гетманскую булаву в его добрые руки. Что, в общем-то, и произошло.
Цену победы Мазепа осознавал, но платить готов не был. Недаром он попросил воеводу Голицина отрядить на церемонию его вступления в гетманство четыре стрелецких полка с ружьями наперевес. Один из этих полков потом превратился в личную охрану нового гетмана и проследовал за ним в Батурин.
Власть совершенно не изменила шакальих повадок Мазепы: взять хотя бы его "дружбу" с царевной Софьей и ее фаворитом Голицыным, которая разом прекратилась после того, как бразды правления перешли к молодому Петру. Стоит ли говорить, что одним из первых, кто присягнул новому властителю, был услужливый гетман. И этой присягой он воспользовался как возможностью облить грязью своих предыдущих патронов.
В конце жизни, при подготовке разрыва с Москвой, Мазепа налаживал новый союз с Польшей в лице короля Станислава Лещинского. И Карла XII, на сторону которого перешел из-за его кажущейся непобедимости, готов был сдать врагам, когда понял, что у того земля горит под ногами. Не просто сдать, конечно, а выторговать взамен гарантии безопасности для самого себя. Через полковника Данилу Апостола Мазепа пытался договориться с царем о возвращении и сулил "выдать одну очень важную особу" - понятно, кого, учитывая любовь шведского полководца к храбрым вылазкам, в одной из которых он, аккурат накануне Полтавской битвы, получил тяжелое ранение ноги. А ведь казачий отряд, на который наткнулся Карл, не был предупрежден о такой встрече. Нетрудно догадаться, что бы произошло, если бы русских воинов предупредили...
Впрочем, последнему предательству Мазепы так и не суждено было свершиться: Петр уже подумывал о том, как вольет пять килограммов расплавленного серебра - тот самый "орден Иуды" - в глотку законченного "героя". Этим чаяниям, правда, не суждено было сбыться: Мазепа бежал вместе с Карлом в Молдавию, принадлежавшую к Османской империи, и спустя три с лишним месяца скончался.
Не менее красноречивые данные об истинном "патриотизме" гетмана приводят и историки. В том числе и те, которых просто невозможно заподозрить в пророссийских симпатиях. Один из них - Теодор Мацькив - цитирует мемуары экс-секретаря походной королевской канцелярии Карла XII Петра Шоэнстрема, изданные в Амстердаме в 1740 году. Согласно им, украинский гетман обязывался, помимо прочего, "вернуть всю Украину полякам, то есть, воеводства Киевское, Черниговское (Северское), а также Смоленскую округу. В награду за это он должен был получить титул князя и княжество, образованное с полоцкого и витебского воеводств в Белоруссии на тех же правах, что и курляндский герцог..."
Что ж, оказывается, 30 сребреников Мазепы конвертировались даже не в украинские, а в белорусские титулы и земли. А родная "ненька" должна была отойти к Варшаве. И это после сотен тысяч жертв освободительной войны, и миллионов - Руины, начавшейся после Богдана гражданской войны.
Читайте также: День позорной "независимости" Украины
Так что стремление некоторых богословов и иерархов даже канонической Украинской православной церкви как-то реабилитировать Ивана Степановича, отменив наложенную на него анафему на него как якобы несправедливую и основанную на конъюнктурных соображениях, не выдерживают никакой серьезной критики. В конце концов, если эти деятели так озабочены загробной участью давно умершего человека, можно найти и другие аргументы. Например, вспомнить, что перед смертью Мазепа исповедовался молдавскому священнику. И - кто знает - может, и успел искренне покаяться в своих тяжких грехах. Да и молитвы за "ктиторов святого храма сего" (а их на Украине гетман успел построить очень много) тоже никто не отменял. Вообще, милосердие Божье беспредельно.
Но стремление проявить максимальное милосердие к конкретному грешнику, пожелание ему прощения и вечной жизни в любви Божьей, окончательное решение о чем принимается самим Творцом, а не людьми, не отменяет непримиримого отношения к самому греху. А такому многократному предательству союзников и собственного Отечества, сотрудничеству с врагами Православия, клятвопреступлениям, которые совершил Мазепа - воистину нет и не может быть прощения.
Читайте все самое интересное в рубрике "Религия".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.