Дхарма — это одна из тех немногих вещей, что способна сделать буддизм понятным небуддисту. Буддизм может сколь угодно сильно отличаться от авраамических религий, быть сколь угодно причудливым и необычным в глазах представителя западной культуры; однако, когда речь заходит о дхарме, мы неожиданно оказываемся на хорошо знакомой почве, а туманный азиатский антураж становится именно что антуражем. Постороннему человеку от этого буддизм ближе не станет, однако это позволяет вздохнуть с облегчением — хоть что-то общее у нас все-таки есть, а стало быть — есть и возможность взаимного понимания и диалога.
Несмотря на непривычное звучание этого слова, с тем, что оно обозначает, сталкивался каждый и не один раз, потому как в той или иной форме дхарма и ее родственники обретаются в доктринах едва ли не всех религий и философских учений. В Древней Греции и Древнем Риме верили в естественное право, на котором должны основываться человеческие законы. Даосисты верят в Путь-Дао, по которому движется Вселенная. У Августина Аврелия можно найти упоминания об ordo amoris, согласно которому каждой сущности полагается та степень любви, которой она заслуживает. Иммануил Кант говорил о категорическом императиве ("Поступай согласно только той максиме, которую ты бы хотел видеть в качестве универсального закона") — список можно продолжать еще долго.
В конечном итоге все эти идеи сводятся примерно к одному и тому же — что имеется некая объективная система ценностей, которая не установлена общественным договором, не создается людьми произвольно, а является частью мироздания или, как минимум, человеческой природы. То есть то, что одни явления, поступки и решения по определению благи, а другие — по определению злы, вне зависимости от временного периода, культуры и нации, к которой принадлежит человек. И именно степенью соответствия человека этой системе ценностей, определяет его добродетельность.
Читайте также: Буддизм — путь или "страшилка" для Запада?
В случае с дхармой эти правила обозначены как нечто даже более серьезное, чем просто свод свойственных вселенной законов. Буквально слово "дхарма" означает "то, что поддерживает" — и понимается это поддерживание очень прямо, потому что благополучие вселенной базируется на том, насколько соблюдаются законы дхармы. Применительно к более личным вопросам — только через последовательное соблюдение правил дхармы человек может постепенно освободиться от колеса перерождений, что для буддизма является самым большим приближением к понятию рая.
Другой близкий перевод этого слова — "долг". В индуизме, откуда это понятие изначально было позаимствовано, оно употребляется как одна из основных целей человеческой жизни, которые выстраиваются в следующую иерархию: исполнение желаний (Кама), обретение собственности (Артха), следование долгу (Дхарма) и просветление и избавление от колеса перерождений (Мокша).
Впрочем, когда идет речь о дхарме, следует помнить, что оттенки значения могут сильно варьировать в зависимости от того, кто же, собственно, оперирует этим понятием. Для индуиста дхарма — нечто достаточно практическое и приземленное, потому как имеет дело, по большей части, с правами и обязанностями четырех основных каст. Таким образом, дхарме следует тот, кто строго и неукоснительно делает все, что ему предписано кастовой системой, и не злоупотребляет своими правами (ежели таковые имеются). Кто ведет себя неподобающим для своей касты образом — тот не следует дхарме и заслуживает осуждения.
Для буддиста дхарма — нечто гораздо более универсальное и, как следствие, размытое: это и долг, и всеобщий закон вселенной, и собрания излагающих доктрину текстов, и учение Будды вообще (собственно, на протяжении долгого времени оно дхармой и называлось — с приблизительной расшифровкой "то, каким все является на самом деле").
Естественно, раз есть позитив, должен быть и негатив — и у дхармы тоже имеется свой противовес, адхарма, что дословно значит "не-дхарма, то, что не соответствует закону" — как человеческому, так и универсальному. Иными словами — аморальность и порочность.
Читайте также: Буддизм: как бороться с ущербностью жизни?
Для познания и постижения дхармы требуется, говоря вкратце, делать две вещи: признать существование источников страдания и пресекать их. Учитывая, что в буддизме главный источник мучений — это признание себя индивидуальной личностью, несложно понять, что человек должен делать в первую очередь, чтобы постигнуть дхарму. Чем меньше он держится за собственное "я", тем ближе он подходит к пониманию истинного положения вещей.
Если же говорить о более практических рекомендациях, то для постижения и следования дхарме требуется воздерживаться от десяти неблагих деяний (убийство, присвоение чужой собственности, разврат, ложь, клевета, оскорбления, суесловие, алчность, недоброжелательство и неправильные взгляды) и совершать десять благих (которые, впрочем, в основном заключаются как раз в воздержании от первых десяти).
С небольшими вариациями это очень напоминает десять библейских заповедей, равно как и моральные положения едва ли не всех прочих религий и культур. Кое-кто будет рад сделать из этого факта вывод, что все религии по сути своей одинаковы и отличаются разве что антуражем. Это, разумеется, далеко от истины, но отрицать, что элементы универсального закона присутствуют в каждой из них, было бы по меньшей мере неосмотрительно.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.