45 лет назад, 23 июня 1967 года, Папа Римский Павел VI в своей энциклике подтвердил незыблемость целибата — обязательного безбрачия для духовенства Римско-католической церкви. Однако, вопреки известной пословице "Roma locuta — causa finita" ("Рим сказал — вопрос закрыт"), дискуссия вокруг целибата отнюдь не закрыта, в том числе и в лоне самой Римской церкви. Наверное, ничего удивительного в этом нет.
Не будет преувеличением сказать, что такое решение Папы Павла огорчило многих, в том числе — многих представителей самого духовенства. Павел VI вошел в историю как Папа-реформатор. Именно он снял анафемы 11 века с Православной Церкви. Именно он, вопреки сопротивлению консервативных кругов, провел реформы богослужения, благословил совершение мессы не на древней латыни, а на живых языках народов. Но почему-то именно в вопросе о целибате Папа проявил неожиданный и жесткий консерватизм.
Целибат на сегодняшний день — чуть ли не визитная карточка католического духовенства. Если католический священник — значит, не женатый. И, конечно, обязательный целибат — одна из причин, по которой в современном "продвинутом" западном обществе на католических священников зачастую смотрят как на странных чудиков, подозревая попутно во всех тяжких.
В последнее время стал очень популярен анекдот, живописующий, как молодые монахи застают своего настоятеля, рыдающего над древней рукописью-оригиналом. Там, оказывается, было написано "celebrate", а не "celibate", то бишь "празднуйте", а не "соблюдайте безбрачие". Ну, и все в том же духе. На самом же деле и история, и философия этого установления совсем не так просты, как кажется на первый взгляд.
Читайте также: Ликбез: Как не спутать священника и святого
Идея воздержания, в той или иной форме, свойственна практически всем мировым религиям. Это и неудивительно: чтобы чего-то добиться, надо в чем-то себя ограничить. Но сама аскеза в разных традициях понималась очень по-разному, а также весьма различались ее формы.
Безбрачие никогда не воспринималось в раннем христианстве как необходимое условие духовного роста. Это, кстати, очень отличало христианство как от духовных традиций Востока, в первую очередь Индии, так и от элитарной эллинистической культуры. Первые ереси, с которыми не на жизнь, а на смерть сошлась молодая христианская Церковь, в обязательном порядке включали в себя отрицание брака, деторождения и вообще любых контактов между полами.
В то же время, христианству было чуждо и "обожествление" семьи как высшей ценности. Высшей ценностью являлся сам человек как образ и подобие Бога. Он был самоценен независимо от привязки к семье, роду, нации. На первое место выдвигались отношения "человек — Бог", "творение — Создатель".
Семейные ценности рассматривались именно в свете этих отношений. Апостол Павел довольно жестко свидетельствовал: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу". Впрочем, "апостол язычников" вовсе не делал из этого вывода, что брак нечист или ведет ко греху. Напротив, именно в браке апостол Павел видел средство борьбы с грехом.
Читайте также: Как спасти душу замужней христианке?
Но именно на этих его словах в будущем была построена идеология безбрачия духовенства. Да, брак дозволен, но лучше все-таки не вступать в брак — ведь Богу надо служить всеми силами своей души, а не в свободное от семейных забот время. Кульминации эта идеология достигла на Тридентском Соборе (XVI век), когда была принята анафема против тех, кто утверждал, что безбрачие ничем не лучше брака.
Удивительно,какчастолюди, увлекаясь чем-то одним, совершенно не замечают контекст. Делить людей на две категории, высшую (неженатые) и низшую (женатые), исходя из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла, абсурдно уже хотя бы потому, что в этом же послании содержится очень ценное свидетельство: оказывается, все остальные апостолы, кроме самого Павла (и, по преданию, Иоанна Богослова), в том числе и первоверховный апостол Петр, были женаты! Причем своих жен вовсе не оставили и не жили отдельно от них. Так что, как ни крути, а первый Папа Римский (апостол Петр) все-таки был женат!
В первые века христианства значение и ценность брака особенно подчеркивалась в полемике с гностиками и манихеями, брак отрицавшими. Но время шло, и некоторые идеи, казалось бы, давно побежденных Церковью еретиков подспудно проникали внутрь церковной ограды. Уже в начале IV века в Испании Эльвирский поместный собор обязал епископов, священников и диаконов оставить своих жен и вести жизнь в полном воздержании. Совершалась печальная подмена: слово "целомудрие" начинало ассоциироваться исключительно с девственностью и полным воздержанием, а добродетельные супружеские отношения начинали восприниматься как некоторый компромисс с грехом.
Читайте также: Легенды и мифы святой инквизиции
Впрочем, христианский Восток активно сопротивлялся такого рода "аскетизму". Как гласили постановления шестого Вселенского Собора, "последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения… дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает". В итоге на Востоке к непременному безбрачию обязали только епископов, тем самым вежливо "поправив" апостола Павла, считавшего, что "епископ должен быть непорочен, одной жены муж".
После Великого Раскола христианской Церкви в XI веке на Западе поборники целибата развернулись уже не на шутку. Монахи, идеологи реформы, настаивавшие на обязательном безбрачии духовенства, преследовали самые благие цели: пастырь должен всецело принадлежать своей пастве, она — его семья. Реформаторам явно не хватало мудрости апостола Павла, не требовавшего от других того, что людям не под силу.
Читайте также: Иосиф Обручник — названый муж Девы Марии
Четко и недвусмысленно основную идею "борьбы за целибат" сформулировал великий Папа Григорий VII: "Церковь не может освободиться от подчинения мирянам, если клирики не освободятся от своих жен". Большинство клириков, конечно, совершенно не стремилось к такому "освобождению". В Западной Европе дело доходило до вооруженного сопротивления противников целибата! На Парижском Соборе (XI век) папские требования целибата были признаны "безрассудными, как требующие подвига, превышающего человеческие силы". Даже Польша, столь твердый оплот католичества, проявила в этом вопросе непокорность: в конце XII века на собрании польского духовенства чуть не убили представителей Рима, настаивавших на соблюдении клириками безбрачия. Прошло 400 лет, и польский король от имени всего народа вновь требовал от Рима отмены целибата для духовенства.
Эти интересные факты позволяют сказать, что если целибат — в традиции Западной Церкви, то точно так же в традиции и сопротивление введению целибата. Голоса, все громче звучащие в Католической Церкви, требующие отмены обязательного безбрачия для духовенства, — отнюдь не новшество и не признак упадка. Скорее, это продолжение напряженного и драматичного диалога, длящегося с первых веков существования Церкви по сей день.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.