Честные размышления о смерти способны заставить любого атеиста усомниться в правильности своих убеждений. К такому выводу пришли новозеландские психологи, проведшие интересные эксперименты над верующими и неверующими студентами. Интерес к смертной теме естественен для человека, но мало кто решается всерьез и глубоко думать на тему своего ухода…
Современное общество изо всех сил избегает темы смерти. Звучит парадоксально: ведь известно, что нет более интересных и привлекательных новостей, как те, в которых рассказывается о терактах, упавших самолетах, кровавых ДТП и прочей "чернухе" с летальным исходом. Сюжеты с подобным наполнением заставляют зрителей прилипать к экранам или с особенным удовольствием перечитывать текст "кровавой" статьи.
Смерть одновременно и притягивает, и пугает. Так, дети, боящиеся страшной картинки в книжке, почти что против своей воли открывают пугающую страницу снова и снова и всматриваются в жуткий рисунок, не в силах оторвать от него глаз. Так, люди — свидетели кошмарного ДТП — толпятся и смотрят на трупы, на размазанные по асфальту кровь и мозги. А телезрители с особым интересом глядят новости, где оторванные руки-ноги и лужи крови показывают крупным планом.
С одной стороны, это насыщение самого древнего и самого темного любопытства, какое только есть у человека. С другой — естественная радость от того, что беда случилась не с ними. Но беда в том, что нынешний человек смотрит на смерть хуже любого дикаря. Дикарь хотя бы знает, что смерть — закономерное окончание жизни, от него не уйдешь и к нему надо подготовиться. А в нынешнем обществе, обезбоженном в глубине своей, даже говорить об этом - моветон. Социум, утративший представление о жизни вечной и ограничивший свое существование могильной плитой, совершенно закономерно хочет не думать об этом конце как можно дольше. Чем-то похожим, как известно, занимаются напуганные страусы.
Читайте также: Уход от бездуховности для галочки
Разговор о смерти как неизбежности, поджидающей каждого из нас, считается в обществе почти неприличным. О смерти лгут, делая вид, что ее словно и нет: лгут в госпиталях и больницах врачи, уверяя умирающих, что у тех еще есть надежда, лгут родственники. Не пытаются соврать разве что священники, но в наше время не так уж часто можно встретить священника у больничной койки.
Но от инстинктов, подсказывающих, что тайна смерти должна быть разгадана и понята, человеку не уйти. Поэтому вот так, криво, косо, глядя кровавые новости и "любуясь" на жертв ДТП, люди стараются увидеть то, о чем говорить — строгое табу. Но такая поверхностная "память смертная" обычного зеваки, не приложенная на себя, нимало не удовлетворяет человеческое любопытство. Это все равно, что голодному положить в рот кусок мяса и долго-долго жевать его, не сглатывая ни крошки.
Заглянуть же в бездну смертельной тайны всерьез, понять, что это со стопроцентной неизбежностью ждет и тебя — очень страшно, но только в том случае, если нет веры. Христиане, да и верующие других религий, приучаются размышлять о смерти и том, что ждет за ее порогом, готовить себя к переходу в иную жизнь и смотреть на будущее без страха. А ученые недавно выяснили, что, оказывается, честные размышления о смерти верующих укрепляют в их вере, а вот атеистов заставляют сомневаться в правильности собственных убеждений.
Психологи из Университета Отаго в Новой Зеландии провели любопытные исследования на тему того, как мысли о смерти влияют на религиозность. 265 студентов, верующих и атеистов, были поделены на две группы. Одним студентам предлагалось подумать о смерти, а других, которые входили в контрольную группу, просили посмотреть телевизор и записать свои впечатления.
В первой части исследования (а состояло оно из двух частей) психологи изучали сознательные убеждения, во второй — бессознательные процессы. Оказалось, что у атеистов сознание и подсознание в этом вопросе друг другу полностью противоположны!
Читайте также: "Меланхолия": конец света без Бога
Первая часть исследования выявила, что мысли о смерти усиливали религиозность верующих студентов по сравнению с верующими из контрольной группы. А вот атеисты, размышлявшие о смерти, только укреплялись в своих убеждениях и становились даже больше атеистами, чем те их собратья, что мирно смотрели телевизор. Но на подсознательном уровне все было совсем иначе. Как рассказал соавтор работы, профессор Ямин Хольберштадт, "если религиозные люди становились более уверенными в своих убеждениях, то вот атеисты начинали подсознательно сомневаться в своем неверии".
Это неудивительно. Перед бездной смерти бледнеет даже самый убежденный атеист. "Сдаваться" на милость религии сознательно он, может быть, не будет, но все-таки начнет подсознательно искать спасения от страшной мысли о "превращении в ничто". А спасение может быть лишь одно — вера в Бога, способного возродить к жизни вечной.
Вторая часть исследования заключалась в том, что психологи просили студентов ответить на вопрос, есть ли Бог. Для этого они должны были нажать соответствующую кнопку на аппарате. Поразмышлявшие о смерти верующие без колебаний и быстро жали "да", а вот атеисты, проникнувшиеся идеей о небытии, уже медленнее и задумчивее нажимали на кнопку "нет".
Профессор Хольберштадт отметил, что "страх смерти является неотъемлемой частью человеческого опыта, и религиозные верования играют важную психологическую роль в преодолении этого беспокойства. Как нам удалось показать, эти верования существуют как на сознательном, так и на подсознательном уровне, заставляя склоняться к ним даже атеистов".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.