Умеют ли животные любить так, как человек? Их привязанность к людям и друг к другу — сродни ли она нашим человеческим чувствам? Порой поведение и поступки братьев наших меньших порождают у нас множество недоумений и вопросов. Отношение к животным с точки зрения христианина — на эту тему беседует с нашим корреспондентом священник Алексий Плужников.
— Св. Иоанн Кронштадтский говорил: "Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей и что бы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостию Господа, для того, что бы они вкусили, сколько могут в короткий срок жизни радости бытия".
Помнится, как-то среди верующих людей разгорелся спор о том, умеют ли животные любить так, как человек. Их привязанность к людям и друг к другу — сродни ли она нашим человеческим чувствам? Самой доводилось видеть, как сильно животные, даже разных видов, привязывались друг к другу и даже старались помогать. Наш пес перестал есть, когда умер его брат, мы боялись, что он умрет тоже, другой — очень сильно переживал, когда пропал кот, с которым они вместе выросли. А еще однажды по весне птицы, которых подкармливали зимой на балконе, собрались на этом балконе все вместе и запели. Только потом они улетели — прежде как бы поблагодарив людей за зимнее угощение. Так умеют ли животные любить как люди?
— Наверняка умеют, но не как люди, а по-своему. Примеров, как замечено в самом вопросе, мы можем видеть множество. Любовь ли это, привязанность, дружба или какой-то особенный животный инстинкт — мы не знаем точно, но когда собака отказывается жить, когда умирает ее хозяин — трудно это назвать случайностью или просто инстинктом. Будем верить в любовь, не зря же у нас с ними, с животными, один Творец.
Читайте также: Любимые кошки пророка Мухаммада
— У писательницы Ксении Хмельницкой есть стихотворение "На смерть любимой собаки". Начинается оно так:
Кончилась сказка. Могилку твою
Снег засыпает, прости меня, Оми.
С тихой надеждой, что будут в Раю
Божьи созданья, прижалась к иконе…
Мне думается, что вот эта надежда — то, что мы увидим любимых животных в Раю, в Царствии Небесном, присуща многим верующим людям. Что вы думаете на эту тему, отец Алексий?
— Давайте разобьем вопрос на две части: в первой части вопрос будет звучать так: увидим ли мы "души" наших любимых животных во время нашего посмертного существования в виде только душ до Второго Пришествия Христа? Тут нет твердого богословского ответа, мы знаем из святоотеческой литературы, из житийной, что праведники в Царстве Небесном прославляют Бога, молятся за мир. Общаются ли они там с душами животными — нам неизвестно, но можно в это верить, в этом нет ничего богословски недопустимого.
А второй вопрос будет сформулирован так: будут ли животные в Царстве Божьем на Земле после Страшного Суда, когда старый мир сгорит в огне, "и мы изменимся", по слову апостола Павла? А вот тут ответ вполне однозначен: раз Бог создал первый Рай как сад, где были животные, над которыми была дана власть человеку, то и в вечном Царстве Христа животные будут обязательно, так нам и пророк Исайя обещает: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис.11,1-9).
Если уж змеи и барсы будут в Царстве Божьем, то наши домашние любимцы — наверняка. Ведь не зря нам Господь их послал, не зря мы их любили, а они по-своему — нас. Любовь не умирает, она будет жить в вечности.
— Есть мнение, что если человек тресоставен — дух, душа и тело, — то звери, вероятно,обладают телом и душой, но не духом. А что можно сказать о других живых существах — птицах, рыбах?
— Человек — особенное творение Божье, именно нам дан образ и подобие Его. Животные созданы иначе, явно, что у высших животных есть особые качества, которые мы можем назвать с некоторой допустимостью "душой", а насчет рыб или птиц труднее сказать, хотя, возможно, мы просто хуже их знаем, меньше любим, вот и получаем в ответ меньше любви от них. Легко любить пушистого очаровательного котенка или верную овчарку, а вот можем ли мы полюбить… мух? Скорее, мы содрогнемся от такого предложения, а вот в книге известного японского детского писателя Кэндзиро Хайтани (1934-2006) "Взгляд кролика" любовь к мухам послужила основой взаимопонимания и дружбы между молодой учительницей Котани и мальчиком Тэцудзо (кстати, очень рекомендую всем прочитать эту книгу: она не о мухах, а о добре, любви, товариществе и ответственности).
Поэтому лучше отбросить схоластические вопросы вроде "а из чего они сделаны" и попытаться взглянуть на мир животных глазами, например, Николая Дроздова — и тогда мы скажем: "как мир-то Божий хорош"!
— Говорят, что многим животным, особенно кошкам, присуще так называемое шестое чувство. Действительно, некоторые случаи подтверждают это. Кошки спасали от смерти своих хозяев тем, что странным беспокойным поведением, беспрестанным мяуканьем уводили их из опасных мест. Однажды кот поднял хозяина с постели за несколько секунд до того, как на подушку того обрушился огромный кусок штукатурки. Недаром в сказках в избушку ведьмы обязательно подселяли черную кошку. Действительно ли им присуще шестое чувство, особая интуиция, нечто, человеку недоступное?
— Рискну предположить, что у того кота со штукатуркой просто более развита реакция, он, возможно, услышал начинающийся треск и с перепугу поднял хозяина. А в избушку к ведьме подселяют черную кошку не ради шестого чувства, а по древнейшему суеверию, согласно которому, черная кошка связана с темными силами, со злыми духами. Поэтому скажу откровенно, я не знаю и гадать не буду.
— В агиографической литературе мы читаем о том, что животные порой ведут себя необычно по отношению к святым. Например, львы, которым бросили на растерзание святого Вита, не тронули мальчика. Лев же помог авве Зосиме выкопать могилу для преподобной Марии Египетской. Преподобный Серафим Саровский дружил с медведем. Можно ли сказать, что животные чувствуют святость, что они поступали так по своему собственному произволению? Или же в подобных случаях животные становятся просто орудиями в Божьих руках, чтобы зримо явить всем святость человека?
— В данном случае животные поступают так по Божьему произволению. Господь посылает их к святым, а святость подвижника и Божий Промысл преображают отношения человека и животного, эти отношения уподобляются райским. Но так бывает далеко не всегда, нередко Господь попускает тем же зверям на арене убить подвижника, ибо Господь мог решить, что мученик достоин принять смерть от зубов зверей. Все в Его воле.
— Есть мнение, что лучше не держать животных дома. Причем обусловливается оно многими причинами. Например, что ни одно животное не может чувствовать себя полностью комфортно в городском жилище -ему там тесно, неуютно. Или что по сути животных лишают свободы. Нередко их стерилизуют — и многие верующие считают это насилием над богоданной природой животного. Бывает, что умиляясь маленьким комочком, — ведь все детеныши такие очаровательные! — люди заводят себе живую игрушку, а потом повзрослевшее животное, которое начинает создавать проблемы, вышвыривают на улицу. И вот, чтобы не множить бродячих собак и кошек, или чтобы не ущемлять животное жизнью в неестественных для него условиях, советуют домашних питомцев вообще не заводить. Как вы к этому относитесь?
— Бог дал нам власть над животными, а вот как эту власть употребить, — с пользой ли, с любовью или, наоборот, с небрежностью и жестокостью, — зависит от человека. Конечно, не стоит заводить в квартире крокодила или коня, им, действительно, будет несколько дискомфортно, но кошка и собака — самые уместные наши домашние питомцы. У нас дома уже несколько лет живет декоративный кролик, которого мы очень любим. Я что-то не замечал в его глазах тоски о свободе, да всякая свобода, она ведь двояка: это не только травка, но и волк, щелкающий зубами в кустах на нежную крольчатинку к обеду. Вот волк пускай свободно бегает в лесу, в качестве домашнего питомца он уже тысячи лет назад превратился в собаку, так что пусть все будет на своих местах.
То же касается и стерилизации.Если рассуждать про "богоданную природу животного", которой нельзя касаться, то следует вообще стать индуистом, считать всех животных священными и питаться лишь морковкой, разметая веничком у ног своих, чтобы не наступить на чью-нибудь природу… Но мне кажется, что лучше не впадать в крайности, а поступать по уму: раз требуется стерилизация, то вполне можно ее сделать, не впадая в доморощенные богословские изыски.
А на людей, вышвыривающих пушистые надоевшие "игрушки" из дома, надо завести статью "за жестокое обращение с животными" и наказывать: заставлять оплачивать содержание приютов для бездомных собак или кошек. Кстати, мне рассказывали, что в Германии, например, практически невозможно встретить бродячее животное, ибо таковое тут же отлавливают, помещают в специальный приют и находят ему новых хозяев — так что вот нам добрый пример.
— Ну и почему-то особенно не везет собаке. Да, в Ветхом Завете она считалась нечистым животным — но не одна же она, и жить-то мы должны теперь по Новому Завету. Тем не менее, не задаваясь вопросом, какие еще животные раньше считались нечистыми, многие православные верят в то, что именно собаку нельзя держать дома, что если собака вошла в храм — его надо заново освятить. Действительно ли это так? А может, к нам сейчас каким-то образом проникли верования мусульман, считающих собак нечистыми животными, с которыми лучше не иметь контактов, чтобы не оскверниться?
— Правильно подмечено: собаке просто не повезло. Непонятно, почему после собаки нужно освящать храм (думаю, это устаревшая традиция, пережиток), почему коты и кошки бродят по храму свободно, а собаке такая дискриминация? Ведь даже есть правило, по которому в случае крайней нужды (сильный град, например) допускается впустить в храм коров, овец и коз — укрыть их, спасти скотину. Так что если некоторые вещи допускаются по необходимости, то, думаю, некоторые, вроде традиции освящать храм после собаки, могут и быть опущены как ненужные.
Что же касается собаки в доме — у нас есть пример перед глазами: оба наших последних патриарха (почивший Алексий II и здравствующий Кирилл) держали и держат дома собак, даже несколько. Собака не оскверняет наше жилище, поэтому неправы те священники, которые порой отказываются освящать квартиру тем людям, у которых есть собака в доме.
— Есть такое мнение, что чем сильнее человек привязывается к домашним любимцам, тем хуже, раздражительней, эгоистичнее он начинает относиться к людям. В литературе XIX века какая-нибудь барынька, страстно привязанная к пудельку, была персонажем комическим. А сейчас далеко не редкость салоны красоты для собак и котов, нелепая одежда для домашних животных, иногда доходят до полного кощунства — ставят над их могилками кресты. Страстные защитники природы порой резко и неприязненно относятся к людям. Так где грань, отделяющая доброе чувство к твари Божьей от того, что эта (в Библейском смысле) тварь (творение) превращается в маленького идола?
— Грань там, где любовь и забота переходят в страсть, в идолопоклонство. Любовь идет царским, мудрым путем, не впадая в чрезмерное обожание, преклонение перед своей моськой. Тут дело не в самом животном, а в том, что на этом месте могут быть деньги, власть, жадность, еще какой-то идол. Проблема внутри души человека, а не в салоне моды для пуделей.
— Некоторые люди честно сознаются, что братьев наших меньших любят сильнее, чем своих человеческих собратьев. Дикие звери честнее людей в своей жестокости, убивают лишь ради еды или же если чувствуют себя в опасности, говорят они. Кошка, собака, верный скакун благодарны своим хозяевам и никогда не предадут их. А люди опасны и неблагодарны, люди эгоистичны, от них не получишь той преданной, бескорыстной любви и привязанности, которую так часто являют и даже делом доказывают животные. Что вы можете сказать на это, отец Алексий?
— Что ж, некоторая правда в данных характеристиках людей и зверей есть — вот только мы порой забываем, что не только люди вокруг нас эгоистичны, жестоки, неблагодарны, но и сами мы совершенно такие же. Поэтому животных легче любить, чем людей, но ведь мы сами все-таки хотим, чтобы нас любили люди, а не только верный пес… Ведь любовь к животному она всегда "сверху вниз", хозяйская, неравная. Человек устроен Богом так, что ему мало общения с животным, человек не может жить без другого человека, а поэтому нам и приходится терпеть друг друга, учиться любить. Мы, люди, свободны в своей любви и ненависти — в этом наша и сила, и слабость одновременно.
Фото привью: cdn.shopify.com
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.