24 февраля, согласно народному календарю, празднуется Власьев день — странный, полуязыческий, полухристианский праздник. Главный его "герой" Влас-Велес причудливым образом сочетает в себе черты божества древней Руси и христианского святого. Как же вышло так, что обезглавленный за исповедание Христа мученик епископ Власий стал… наследником бога?
Священномученик Власий, епископ Севастийский, был обезглавлен за нежелание отречься от Христа во время гонений Диоклетиана. Тем не менее, на Руси он традиционно почитался совсем не по этой причине, а как покровитель домашнего скота. Как же так вышло?
Отчасти основания для этого есть в житии святого Власия — так, рассказывается, что когда волк утащил у бедной вдовы единственное ее достояние — поросенка, епископ заставил его прибежать обратно и принести добычу невредимой.
В традиции русского народе святой Власий причудливым образом слился с языческим божеством Велесом (Волосом, Волотом), которого почитали очень долго, — идол Велеса в Ростове Великом (камень, напоминавший быка с человеческим лицом), стоял вплоть до XII века. Примечательно, что святой Авраамий Ростовский, сокрушив идола, построил на его месте храм в честь святого Власия. В Переславле-Залесском аналогичный идол-камень, которому, правда, никаких не воздавали почестей, простоял до царствования Василия Шуйского; в Новгороде долго сохранялась Волосова улица.
Читайте также: Масленица: ледяная девочка и красивая баба
Древнерусский Велес покровительствовал домашним стадам (отсюда в украинском языке название шерсти — "вовна", от древнерусского "вълна"). О распространенности его почитания говорит обилие деревень с названиями Волосово, Волотово. Но, к сожалению, не сохранилось данных, позволяющих определить, например, чем славянские представления о Велесе отличались от финно-угорских — в районе того же Ростова Великого, где дольше всего почитали это божество, Вологды и других.
"Древнеславянские сказания о богах, — пишет А. А. Коринфский в книге "Народная Русь", — называя Велеса пастырем небесных стад, отождествляют его с месяцем. Сходя на землю, по верованиям наших пращуров, Велес принимал вид быка. Почитание Велеса являлось одним из наиболее важных в языческом обиходе, его именем клялись наряду с Перуном… Совпадение имени христианского святого с языческим богом дало прямой повод к слиянию их обоих воедино. Отцы новорожденной русской церкви не противились этому, видя в том даже залог скорейшего предания богов языческих забвению".
Так и вышло, что святой Власий стал покровителем стад и "правопреемником" языческого бога. В этот день в старину повсеместно служились молебны о защите скота от болезней, причем часто коров пригоняли прямо к церкви, чтобы их окропили святой водой. В Вологодской, Новгородской и соседних областях приносили и ставили под икону святого свежее масло в новой посуде (такое масло называлось "воложным").
Во многих местностях еще в середине XIX века в этот день проводились опахивания для защиты от "коровьей смерти". Обряд проводился в полночь и только женщинами, которых заранее созывала повещалка. Те, кто соглашался, должны были в знак согласия вымыть руки и вытереть их принесенным повещалкой полотенцем.
Мужчины и мальчики на время проведения обряда должны были сидеть дома и ни в коем случае не выглядывать — "ради беды великой". Скот запирали в хлевах, собак привязывали. Женщины в рубахах, надетых поверх шуб, собирались на окраине села с ухватами, кочергами, косами, помелами в руках. Притаскивали соху, в которую запрягали повещалку. Все зажигали пучки лучины и начинали шествие вокруг деревни, которую нужно было опахать трижды.
При этом женщины производили страшный шум, чтобы отпугнуть "коровью смерть", и пели примерно такие песни: "От окиян-моря глубокого, от лукоморья зеленого выходили двенадесять дев. Шли путем, дорогой немалою, ко крутым горам высоким, ко трем старцам старыим. Молились, печаловались, просили в упрос двенадесять дев: "Ой вы, старцы старые! Ставьтестолыбелодубовые, стелите скатерти бранныя, точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие, колите-рубите намертво всяк живот поднебесной!" И клали велик обет двенадесять дев: про живот, про смерть, про весь род человеч. В ту пору старцы старые ставят столы белодубовые, стелют скатерти бранныя, колят-рубят намертво всяк живот поднебесной. Вокруг котлов кипучиих стоят старцы старые, поют старцы старые про живот, про смерть, про весь род человеч. Кладут старцы старые на живот обет велик, сулят старцы старые всему миру животы долгие, как на ту ли злую смерть кладут старцы старые проклятьице великое, сулят старцы старые вековечну жизнь по весь род человеч…"
А.А. Коринфский приводит другой вариант песни:
Смерть ты, коровья смерть!
Выходи из нашего села,
Из закутья, из двора!
В нашем селе Ходит Власий святой
Со ладаном, со свечой,
Со горячей золой,
Мы тебя огнем сожжем,
Кочергой загребем,
Помелом заметем
И пеплом забьем!
Не ходи в наше село,
Чур наших коровушек,
Чур наших буренушек,
Рыжих, лысых,
Беловымьих,
Криворогих,
Однорогих!
Если при опахивании навстречу попадалась собака или другое животное, на него бросались всей толпой, нужно было обязательно догнать его и убить. Считалось, что эта сама коровья смерть в виде животного пытается пробраться в деревню. Предание гласит, что совершавшие обряд не щадили и встречных людей, но летописные данные, пишет Коринфский, это не подтверждают.
Читайте также: Суеверия в церкви: во что не надо верить
На верхней Волге утром на Власьев день свивали из соломы "закрут" ("Волотке на бородку"), смазывали его сливочным маслом и вешали в коровнике или хлеве. Обычай завивать солому на поле во время жатвы в жертву Велесу описан еще в 1830-х. Собрав горсть колосьев, но не вырывая их, их сплетали между собой и завязывали в узел — это называлось "Велесова борода". Узел этот при жатве не трогали.
На Власьев день пекли сдобные молочные пышки, часть ели сами, часть раздавали нищим, а одну обязательно оставляли на год, до следующего Власьева дня. Если заболевала корова или другое животное, эту пышку крошили ей в еду. Как сообщает Сахаров, на следующий день или через три полных суток после Власьева дня (28 февраля по новому стилю) в деревнях Тульской области "окликали звезды".
Это делалось для плодородия овец. Вечером владелец стада и пастух-овчар выходили на околицу, кланялись по три раза на все четыре стороны, потом овчар становился на овечью шерсть и произносил "окличку":"Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному! Загорись огнем негасимым на утеху православным! Ты загляни, звезда ясная, на двор к рабу (имярек)! Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белоярых овец раба (имярек)! Как по поднебесью звездам нет числа, так у раба (имярек) уродилось бы овец более того!" После чего хозяин и овчар отправлялись в избу, где уже ждало угощение.
С именем Велеса в славянской мифологии связывается название созвездия Плеяд (древнерусское "Волосыни", болгарское "Власците", сербское "Влаших"); можно сравнить также и имя Вела в македонском фольклоре, а также имя балтийского бога загробного мира Велса. Отметим также, что Велес считался покровителем богатства, золота (кстати, в Москве есть вполне современная и достаточно успешная инвесткомпания "Велес Капитал"). В Древней Руси его представляли также в виде змеи (в частности, отсюда переход "велес" — "волос"). Эта часть представлений о Велесе, возможно, в трансформированном виде вошла в сказы Павла Бажова "Золотой волос", "Про Великого Полоза" и другие.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.