"Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство".
Так писал великий агиограф святитель Димитрий Ростовский о трех светочах Православной Церкви, так передал он слова, сказанные ими в видении митрополиту Иоанну Евхаитскому, "ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости".
Было это в 1084 году, когда, как гласит устоявшееся Церковное Предание, митрополиту Иоанну явились три святителя — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — и разрешили длительный спор, которому предавался народ Константинополя. Спорили — кто из троих церковных учителей выше перед Богом? Дело доходило до раздоров: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.
В чудесном же видении святители объявили, что перед Господом они равны, и повелели установить общий день празднования их памяти. Так новый праздник был установлен (по юлианскому календарю) в конце января — то есть месяца, в котором празднуется память каждого из трех святителей (первого января старого стиля — Василия Великого; 25 января старого стиля — Григория Богослова и 27 января старого стиля — Иоанна Златоуста). Митрополит Иоанн Евхаитский составил каноны, тропари и похвалы к новому дню чествования трех иерархов. Общая память их совершается 30 января по старому стилю или 12 февраля — по новому.
Трое этих великих иерархов были самыми любимыми и почитаемыми в Византии. Также глубоко почитали их и на Руси. "Три Святителя", "Три Иерарха", "Златоуст" — такие имена носили русские корабли.
И сейчас любой новоначальный христианин, даже еще, может быть, еще не зная ничего о самих святителях, соприкоснется с их драгоценным духовным наследием. Повседневно в храмах совершается Божественная литургия Иоанна Златоуста, а в Великий Пост — литургия Василия Великого. Вслушиваясь в слова рождественских, богоявленских, пасхальных канонов, мы слышим перефразированные гимнографом Иоанном Дамаскиным отрывки из сочинений Григория Богослова, насыщенные истинной поэзией. Да и открыв любой молитвослов, мы обязательно прочтем обращения к Богу этих великих святых, дошедшие до нас через века.
Читайте также: Ефрем Сирин: путь от преступника к святому
Трое святителей издавна считаются Отцами Церкви, ее вероучительными столпами. Они жили в IV-V веках, и это было время напряженного столкновения языческой и христианской традиций. А также время блуждания неустойчивых умов, разброда, ересей и шатаний внутри самой Церкви. В той неустанной духовной борьбе, что вели три иерарха, оружием им служили крепкая вера, искреннее благочестие, проявлявшееся в том числе и в самоотверженно-аскетическом образе жизни, и острым ум, вооруженный самыми разнообразными глубокими познаниями. Они не отвергали светскую культуру, призывали изучать ее, "уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым" (Василий Великий. "К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями"). Святые служили народу примером высокой нравственности. Возглавляя епископские кафедры Византийской империи, они вели активную общественную деятельность.
Святой Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Происходил он из богатого и знатного рода и с детства воспитывался в благочестии родителями-христианами. В воспитании Василия принимала участие также его бабка Макрина, отличавшаяся высокой образованностью. Всего в семье будущего святителя было десять детей — пять сыновей и пять дочерей. Впоследствии пятеро из десяти были причислены к лику святых.
Получив первоначальное образованиеулучшихучителейКесарии Каппадокийской, святой Василий обучался затем в Константинополе, где слушал выдающихся ораторов и философов. Центром же классического просвещения в то время считались Афины. Там Василий Великий приобрел глубокие познания во многих гуманитарных науках, а также в астрономии, математике, физике, медицине…
Здесь же, в Афинах, он тесно подружился с будущим святителем Григорием Богословом, с которым был знаком и ранее и имел много общего. Ведь святой Григорий Богослов также родился в Кесарии Каппадокийской, в 326 году. От матери Нонны — благочестивой христианки — он получил первоначальное воспитание, которое сам для себя почитал наиважнейшим. Отец же его, Григорий, впоследствии стал епископом Назианзским.
Так же как и Василий Великий, Григорий Богослов был человеком выдающихся способностей. Он усердно учился в школах Кесарии Палестинской, в Александрии, и, наконец, в Афинах. Вспоминая эти годы учебы, святитель Григорий в похвальном слове святителю Василию говорил: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних".
Возвратившись в Кесарию около 357 года, святой Василий некоторое время преподавал риторику. Его друг святой Григорий также некоторое время был преподавателем риторики, но в Афинах, где остался по окончании обучения по просьбе афинян. Затем он вернулся на родину.
Когда после путешествия в Египет, Сирию, Палестину святой Василий, вдохновленный примером великих христианских подвижников, решил сам удалиться от мира, он увлек за собой в пустыню и своего друга Григория Богослова. Оба они жили в большой строгости, много работали, не гнушаясь самым тяжелым трудом, вели по-настоящему аскетическую жизнь. Оба будущих иерарха занимались изучением Священного Писания, сами составляли богословские труды.
Читайте также: Канун поста: неделя о мытаре и фарисее
Подобный же начальный путь — от получения блестящего светского образования до иночества — прошел и святитель Иоанн Златоуст. Он родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника, рано потерял отца, и его воспитывала в христианской вере мать Анфуса.
Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания — и тот считал его лучшим своим учеником. Богословие изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа Тарсийского, и епископа Мелетия. Как и два других будущих святителя, он досконально изучал все, за что брался, при этом рано приступил к углубленному изучению Священного Писания.
После смерти матери святой Иоанн принял иночество, которое называл "истинной философией". Уединяясь в пещере, два года он соблюдал полное безмолвие. За четыре года, проведенные в пустыне, Иоанн Златоуст написал труды "Против вооружающихся на ищущих монашества" и "Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни".
Три будущих святителя очень любили и ценили удаленную от светской суеты монашескую жизнь, но всех Господь призвал к общественной деятельности в качестве Церковных иерархов. Все трое были поставлены в Церкви сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами.
Василий Великий покинул пустыню в те дни, когда Церковь призывала дать отпор распространившемуся лжеучению Ария. В 370 году он заступил на место митрополита Каппадокийского. В тяжелое для Церкви время святой Василий проявил себя пламенным защитником православной веры, его главные сочинения были направлены на истолкование неискаженного христианского учения о Пресвятой Троице.
Вообще за свою короткую жизнь святитель Василий составил множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
Святой Григорий Богослов, вызванный из пустыниотцом-епископом,который нуждалсявпомощнике,был рукоположен в пресвитеры в 361 году. Его друг Василий Великий, будучи уже в высоком сане архиепископа, обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где святым Василием была основана епархия. Он считал, что таким образом Григорий может поддержать его в борьбе с арианством в Каппадокии. На епископстве настаивал и отец Григория, и, несмотря на все свои колебания и нежелание, святой Григорий все-таки был рукоположен в 372 году.
Читайте также: Ереси: как Спаситель "спектакль" разыграл
Впоследствии он возглавил Константинопольскую кафедру, боролся против ереси Македония, отрицавшего Божество Святого Духа, принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Но потом отказался от борьбы за власть иерарха. "Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь схожу с него добровольно. К тому убеждает меня и телесное мое состояние. Один за мной долг — смерть; все отдано Богу. Но забота моя единственно о Тебе, моя Троица! О, если б иметь Тебе защитником какой-нибудь язык благообученный, по крайней мере исполненный свободы и рвения! Прощайте и воспоминайте о трудах моих!" — таковы были его слова.
Последние годы святителя Григория прошли в аскетических подвигах в его родном селении Арианз, близ Назианза.
За свои глубокие богословские творения святитель Григорий был почтен высоким наименованием Богослова — подобно Евангелисту Иоанну, любимому ученику Христа. В одной из молитв Церковь называет святителя Григория умом самым высоким. Оставил также после себя Григорий Богослов и несколько стихотворных сочинений. На смерть своего друга святого Василия Великого он написал Надгробное Слово, ставшее одним из лучших его творений.
Иоанн Златоуст получил сан пресвитера в 386 году. На него была возложена обязанность проповедовать Слово Божие, и святой в течение двенадцати лет проповедовал в храме при большом стечении народа. Паста стала именовать его Златоустом — за редкий дар боговдохновенного слова. В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.
Святитель часто говорил проповеди, призывал в них слушателей к истинной вере, милосердию и добрым делам. Он смело обличал пороки — скупость богачей, гордость, честолюбие, охоту к увеселениям. За это много вытерпел от врагов, но не переставал обличать распущенность столичных нравов, особенно императорского двора. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы Евдоксии, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде".
Читайте также: Что есть Бог — "нечто" или Личность?
Литературное наследство Иоанна Златоуста, включающее трактаты, письма и проповеди, почти полностью сохранилось. Сейчас нередко читать его сочинения рекомендуют новоначальным христианам — ведь до сих пор живое, яркое и образное слово Златоуста звучит свежо и современно. Его ликующее "Огласительное слово на Пасху", читаемое во время Пасхальной литургии — лучшее исповедание Христа Воскресшего — емкое и сильное, способное проникнуть в глубину сердца любого, кто захочет вслушаться: "Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти".
Сколько веков минуло, а кажется, что живые голоса трех святителей звучат совсем рядом…
"Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго…"
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.