Новый год — вечное преткновение для православного сознания. С одной стороны, близкие зовут к накрытому столу… но с другой — идет строгий Рождественский пост. Как поступить, чтобы не обидеть родных и не пойти против своей христианской совести? Можно ли встретить Новый год по-церковному? Ответ на этот вопрос дает игумен Даниил (Ишматов).
— Отец Даниил, хочется задать животрепещущий для многих православных христиан вопрос: сейчас идет Рождественский пост, но в то же время очень не хочется совсем уж лишать себя праздника. Есть возможность как-то его отметить для православного христианина не нарушив церковную традицию?
— Действительно, Новый год выпадает на время Рождественского поста. Но ведь мы празднуем не точную дату рождения Христа. Никто не знает достоверно, когда Он родился: 25 декабря, или 7 января, или в другой день. Празднуется факт рождения Бога на земле — это очень важно понимать. Поэтому сам человек может решить для себя, отмечать ему или нет Новый год. Тут не может быть никаких канонических жестоких правил. Если для него важно, чтобы собралась его семья в Новый год за столом — какое-то послабление поста всегда не возбраняется. И мне кажется это по-человечески абсолютно понятно.
— Отец Даниил, я знаю, что вы служите новогоднюю литургию в ночь с 31 декабря на 1 января. И желающие встретить Новый год в храме могут прийти на службу. Насколько это распространено и доступно для российских прихожан?
— Вы знаете, нет специального чина новогодней литургии. Это просто литургия св. Иоанна Златоуста, которая служится в день нового года. По желанию прихода она может служиться и в новогоднюю ночь. Если на приходе добрые отношения, то священник всегда пойдет навстречу, чтобы его паства могла встретить праздник вместе с ним, отметить наступление Нового года совместной литургией и молитвой.
Читайте также: Рождество по-западному… и не только
— Скажите, отец Даниил, а вот именно у вас в храме, когда вы служите эту литургию, вы как-то отмечаете потом Новый год с прихожанами или ограничиваетесь одной службой?
— Сейчас я служу в Греции, но когда я жил в Москве, мы всегда оставались после этой службы и поздравляли друг друга самым обычным, традиционным образом.
— Что, и даже бокал шампанского не возбраняется?
— Ну что вы, право, ну это же вообще было бы каким-то диким фарисейством — считать, что новогодний бокал шампанского нарушает Рождественский пост. Тем более, если мы желаем друг другу нового хорошего года, добрых свершений, счастья. Мне кажется, это очень неправильное понимание, когда пост и какие-то другие предписания становятся самоцелью, неким благочестивым поступком, который выше любви к другому человеку, доброго отношения к нему, пожелания ему помощи в его жизни. Не обязательно материальной — можно поддержать человека улыбкой, приветствием добрым, и человеку станет как-то легче и радостнее жить. Мне кажется, всегда нужно стремиться к этому, а пост только может помочь в том, чтобы это желание усилилось и окрепло в нас самих.
— То есть, если в новогоднюю ночь нас наши ближние очень сильно зовут к столу и хотят, чтобы мы с ними разделили этот праздник, лучше пойти им навстречу?
— Мне кажется, это было бы грустным фарисейством, той "закваской фарисейской", о которой говорит в Евангелии Христос, если человек заявляет: "Я пощусь и не буду принимать участие в веселье всеобщем". Пост, на самом деле, определяется внутренним ощущением того, что я могу и что я должен. Главное — не возомнить о себе, что постящийся святее, чем человек, который не постился. Это совершенно противоречит духу христианства.
Ведь, на самом деле, Бога совершенно не волнует, что съел человек во время поста. Это всего лишь аскетическое упражнение — пост показывает нам, сколько много в нас злобы, с чем на самом деле в себе человек должен бороться. Если долго воздерживаешься от скоромной пищи, от мяса, от молока, то возникают какие-то внутренние чувства недовольства — миром, собой, хочется накричать на первого встречного. Обозление некое происходит. Через тело человек понимает, что он не так добр, как себе казался до этого. Попостившись неделю, он видит, что имеет в себе чувство раздражения, превосходства над другими, "нецерковными", непостящимися. Эти чувства надо увидеть ясно и бороться с ними. В этом и заключается главный смысл поста.
Читайте также: Что есть Бог — "нечто" или Личность?
— Получается, что брать на себя пост стоит, только точно зная, зачем это делается, а не просто выполняя традицию?
— Совершенно точно. Меру этого поста, скорее. Потому что хотя бы в какой-то мере попытаться попоститься должен каждый. Это всегда полезно, но свой предел следует знать. И задачи ставить перед собой максимально честно. Человек должен понимать свою ответственность и быть абсолютно адекватным времени, месту, где он живет, и своей вере. И нельзя переложить эту ответственность ни на родителей, ни на церковь как таковую, ни на исповедника, ни на духовника. Ни в коем случае. К сожалению, у нас очень распространена практика "свалить" тяжесть решения на священника и жить "по благословению", не думая. А христианство требует от человека, чтобы тот принимал решения сам и нес за них полную ответственность.
— И все-таки, возвращаясь к новогодней ночи, если все-таки христианин хочет попасть именно на новогоднюю службу, ему стоит поговорить об этом просто в своем приходе, задать вопрос священнику?
— Это зависит, наверное, от тех отношений, которые сложились между священником и приходом. Если это доверительные, дружеские отношения и все вопросы совместно обсуждаются, принимаются решения, то почему же нет?
— Спасибо, отец Даниил! Я поздравляю вас с наступающими праздниками.
— Желаю вам, чтобы наше настоящее, как сказал святой Василий Великий, и будущее было лучше, чем наше прошлое. Чтобы никакой ностальгии, и в духовном, и в материальном смысле, мы не испытывали, а жили тем моментом времени, который мы переживаем. И чтобы он все время был лучше, лучше и лучше.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.