В 1638 году было решено послать в земли народа саха православных священников. В царском постановлении было сказано: "…чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали". "Русский Бог" начал становиться для якутов "своим". Нынешний глава Якутской епархии продолжает дело своих великих предшественников — окормителей якутских земель. Владыка Роман (Лункин), епископ Якутский и Ленский, дал эксклюзивное интервью "Правде.Ру".
Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) — в миру Лукин Алексей Александрович, родился 11 октября 1968 года в Кабардино-Балкарской АССР.
7 апреля 1992 года назначен митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном в Андреевском соборе города Ставрополя рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г. Кисловодска — в сан иеромонаха.
С 1999 года — проректор по воспитательной работе Ставропольской Духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.
С 2005 года — Наместник Кафедрального собора св. ап. Андрея Первозванного Ставрополя, настоятель храма святой мученицы Татьяны и декан теологического факультета Института Дружбы народов Кавказа.
Определением Священного Синода от 6 октября 2008 года избран епископом Михайловским, викарием Ставропольской епархии.
С 2009 — сотрудник отдела внешних церковных сношений. 25 декабря 2009 года направлен в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих, с поручением представлять позицию Русской Православной Церкви.
Определением Священного Синода от 30 мая 2011 года избран епископом Якутским и Ленским. 17 июня 2011 года наречен епископом Якутским и Ленским.
— Как Вы стали правящим архиереем Якутской епархии?
— Нас назначает священноначалие по такому же принципу, как в армии, ориентируясь на свои принципы и подходы. Назначение исходило непосредственно от патриарха или от синода.
- С чего Вам пришлось начать управление епархией?
— Я не начинал, я продолжил. Епархия была восстановлена в 1994 году, первый архиерей в восстановленной семинарии был архиепископ Герман Менчаковский. Он столкнулся с более сложной ситуацией. В Якутии до 1197 года было 330 храмов, а в 1994 году остался один единственный. Владыка Герман был первым архиереем после столь долгого перерыва, и он положил начало духовной епархиальной жизни. Потом его дело продолжил покойный епископ Зосима Давыдов. Теперь я продолжаю линию предшественников — тех людей, которые созидали здесь церковную жизнь.
Собственно говоря, начало было положено неплохое, вполне достойное, соответствующее уровню и территории. На сегодняшний день насчитывается в епархии уже 63 храма, в которых служат почти полста священников. Будем продолжать строительство храмов, будем продолжать развитие миссионерской, просветительской деятельности.
В октябре с благословления святейшего Патриарха открылась Якутская духовная семинария. Будем продолжать социальную работу, выходить на новый уровень общинного, приходского устройства.
— Как сейчас складываются отношения отношения Церкви с шаманами и алгысчи? Являются ли они для якутов духовными авторитетами?
— Я бы не назвал шаманов духовными авторитетами якутов. Я рад, что духовных авторитетов здесь не больше, чем в другом регионе. И если они духовные, то духовные по внутреннему содержанию. Но то, что языческая традиция присутствует и всегда была здесь — это факт. Нужно уметь сотрудничать с разными религиозными традициями, извлекая обоюдную пользу и стремясь к миру. Могу сказать больше: шаман сегодня не является для якута безусловным духовным авторитетом.
— Получается, что якуты больше тяготеют к православию, чем к своим традиционным верованиям?
— Я бы не стал обобщать. Это предмет серьезной социологической работы. Якуты тяготеют к здравомыслию, к миру, к созиданию, к сохранению своих народных традиций. Это — да.
Читайте также: Бубен шамана освятил церковь
— Вы упомянули о социальной работе. В чем особенности местной социальной работы Якутской епархии?
— Я не скажу, что здесь какие-то свои особенности. Социальнаяработа — это то направление церковное, которое, к сожалению, при советском периоде не разрешалось развивать и осуществлять церкви. И церковь сейчас возвращается к тому, что было до 1917 года. А это наличие своих собственных домов-интернатов, богаделен для стариков, для людей неимущих, существование программ по поддержанию многодетных семей. Но церковь не владеет такими средствами, предположим, как государство, поэтому говорить об абсолютно самостоятельной социальной работе невозможно. Скорее можно говорить о соцработе в рамках каждого прихода. Это, прежде всего, внимание к собственным прихожанам, находящимся за чертой бедности, нуждающимся в поддержке. Начинать нужно с прихожан.
Во-вторых, объектом пристальной социальной работы и внимания являются детские дома, интернаты, дома ребенка. Кроме того, мы ведем духовно-нравственную и попечительскую работу среди заключенных, работаем со стариками, пожилыми людьми, особенно теми, кто одинок, находится в домах-интернатах.
— Какая работа ведется Вами по лечению и реабилитации больных алкоголизмом?
— При Никольском храме Градо-Якутского собора существует группа анонимных алкоголиков, с которыми занимаются священник и православный психолог. Кроме того, мы предполагаем создание епархиального реабилитационного центра совместно с Госнаркоконтролем, о чем у нас предварительно достигнута договоренность. Мы проводим активную работу, чтобы в начале следующего года такой епархиальный центр мог заработать.
— Вы не так давно вернулись из рабочей поездки в один из районов республики. Расскажите о ней.
— Да, мы ездили в Сунтарский район по случаю престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. А также открывали там духовно-просветительский центр при храме.
— Это новый или старый храм?
— Храм был построен 248 лет назад, но он был разрушен. На месте прежнего в 2004 году построили новый храм. Его уникальность в том, что он сделан местными мастерами. От начала до конца в оформлении декора использованы национальные якутские мотивы, что выделяет его среди других храмов.
— В чем задача этого духовно-просветительского центра при храме?
— Во-первых, это место преподавания закона Божьего для детей и для взрослых. Во-вторых, это место встреч всех заинтересованных людей. В этом центре в день открытия я провел первый урок воскресной школы, на следующий день мы провели "круглый стол" с администрацией района, директорами школ, где говорили об истории православия на Сунтарской земле и необходимости сохранения храмов или исторических храмовых мест. Также речь шла о проблемах духовно-нравственного воспитания среди молодежи. Кроме того, духовно-просветительский центр включает в себя трапезную и дом священника.
Читайте также: Уголки России: живая легенда Якутии
— Из кого состоит нынешнее якутское духовенство?
— Священники Якутской епархии — это выпускники столичных духовных академий. С начала 2000-х годов Священным Синодом было принято решение, что выпускники духовных академий должны непременно пройти пасторскую первоначальную практику в районах Севера, и ежегодно сюда Священным Синодом отправляются два-четыре выпускника духовных академий. Также это выпускники миссионерской Белгородской семинарии. Есть небольшое количество священников, окончивших Якутское духовное училище.
— Расскажите о монастырях Якутской епархии.
— В следующем году мы будем праздновать памятную дату. 380 лет назад русские казаки принесли в земли якутов православную веру. Практически в то же время был заложен мужской монастырь в центре Якутска, который выполнял еще и ще миссионерскую миссию. Монахи совершали поездки в отдаленные улусы Якутии, где проповедовали веру во Христа, совершали обряды крещения.
К сожалению, монастырь просуществовал только до 20-х годов XX века, в силу определенных исторических событий был закрыт, как и все 329 храмов. Сейчас мы возрождаем монастырь. Кроме того, здесь был и женский монастырь, он появился чуть позже мужского, в середине XIX века. Монастырь восстановлен в конце 90-х годов прошлого века и расположен в центре Якутска.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.