6 декабря Православная Церковь вспоминает святителя Митрофана — первого Воронежского епископа. Это был человек, ведший кристально чистую жизнь, отдавший все свои силы служению Богу. Он строил величественные храмы, создавал школы, помогал нуждающимся и при этом практически не имел личных денег. Он поддерживал Петра I во многих начинаниях, но позволял себе спорить с царем, когда нужно было отстоять правду.
Святитель Митрофан родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле. Мирское имя его было Михаил. Он был женат и имел детей. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На сороковом году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Михаил ушел в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Через три года братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о том, чтобы Митрофан стал их игуменом. Несмотря на нежелание самого Митрофана, просьба была исполнена.
Когда о святой жизни игумена Митрофана узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV веке преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. За это время был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, написано немало замечательных икон.
В 1682 году была образована новая Воронежская епархия. Первым ее епископом назначили игумена Митрофана. В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем церковной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии.
С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Первое время епископ Митрофан был вынужден жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были очень скудны, и святитель не только не мог подавать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах. Одной из первых забот святителя Митрофана было возведение нового кафедрального собора. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и в 1692 году освящена. За двадцать лет епископства святителяМитрофана число храмов в Воронежской епархии возросло со 182 до 239.
Святителю пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с нравственными пороками, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение церкви основу семьи — брак. Много забот доставляли епископу Митрофану раскольники-старообрядцы, населявшие его епархию. Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам непрестанно поучать в храмах и сам усердно произносил проповеди о сути раскола. По разным селам Воронежской епархии при святителе Митрофане возникли школы.
Читайте также: Допетровская Русь возвращается в Россию
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал за богослужениями. При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость и величие духа, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы.
В 1700 году, во время одного из приездов государя в Воронеж, царь пригласил епископа Митрофана к себе во дворец. Войдя во двор, святитель увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Он повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к епископу человека с приказанием явиться. Но святитель ответил: "Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец".
В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день святитель Митрофан пришел во дворец благодарить государя.
В своем "Духовном завещании" святитель Митрофан писал: "Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь". Преставился Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь сам помогал нести гроб святителя, почитаемого им за "святого старца".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.