Митрополит святой Иона Московский внес значительный вклад в строительство Русской Церкви, и при этом он был третьим и последним святителем из строителей московского царства. Своим авторитетом он способствовал возвышению Москвы в XV столетии. За свою святую жизнь Иона получил от Бога дар прозорливости и чудотворений.
Церковное предание гласит, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение у гробницы святителя Ионы ужаснуло французских оккупантов. Чудотворец предстал перед врагами и погрозил им рукой, поэтому его серебряная рака и подсвечник при ней остались неприкосновенными, тогда как все остальные ценности были разграблены.
Будущий православный святой чудотворец родился в последней четверти XIV века в селе Одноушево недалеко от Солигалича (ныне Костромская область). 12-летним подростком он принял монашеский постриг в монастыре в селе Унорож близ Галича, но спустя несколько лет перешел в московский Симонов монастырь.
Святитель Фотий как-то во время посещения Симонова монастыря, заглянул в пекарню, где увидел уснувшего от усталости инока Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить юного послушника и, благословив спящего, пророчески предсказал присутствовавшим, что он будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения.
В 1437 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он, обращая ко Христу иноверные племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии. В борьбе Василия Темного с Дмитрием Шемякой, Иона сначала, после ослепления Василия Васильевича (за которое он и получил прозвище "Темный" — слепой) в 1446 году и захвата Шемякой Москвы, взял на себя посредничество между врагами.
Поверив обещанию Шемяки, Иона выдал "на свою епитрахиль" укрывшихся малолетних детей Василия. Когда же он понял, что Шемяка прибегнул к обману, то стал его обличать. В 1447 году, когда Василий Темный вернул себе великокняжеский престол, Иона подверг Шемяку отлучению, а Василий Васильевич, как пишет историк Русской Церкви Антон Карташев, "ничего не имел против митрополита Ионы, очевидно зная, что поступок святителя был результатом просто незлобивой ошибки".
Когда новоизбранный митрополит отправился к патриарху Иосифу II в Царьград, чтобы принять постановление на митрополию, оказалось, что незадолго до этого на русскую митрополию был уже посвящен ученый грек Исидор, сторонник унии. В 1439 году на соборе католического и православного духовенства во Флоренции была совершена уния восточной и западной церквей. Обласканный Римским Папой, митрополит Исидор в 1441 году вернулся в Москву и объявил о соглашении с Римом, которое православное духовенство не приняло. Исидора лишили сана и взяли под стражу, но он ухитрился бежать ("изшел бездверием") в Литву, а оттуда в Италию.
Впредь Москва ставила себе митрополитов по избранию собора русских архиереев. 15 декабря 1448 года, с согласия патриарха константинопольского Григория III, Иона был посвящен в митрополиты московские собором русских святителей в Москве, после чего русская церковь перестала быть зависимой от Константинополя.
На следующий год Иона, пользуясь заключением мирного договора между польским королем Казимиром IV и великим князем Московским Василием II Темным, выхлопотал себе у повелителя Литвы право фактического управления литовско-русскими епархиями. Для увещания православного населения этих епархий — подчиниться митрополиту, поставленному на Москве, Иона писал особые послания. Глава Русской Церкви принял титул митрополита Московского и всея Руси, на православных землях Литвы возникла митрополия Киевская и всея Руси.
В 1451 году, во время нашествия на Москву ногайского хана Мазовши, Иона молитвами и словом поддерживал мужество защитников города. Святитель с крестным ходом обошел городские стены, и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно стих, а татарские орды отступили. Эта победа, одержанная в день цареградского праздника Положения Риз Богоматери, была приписана Небесной заступнице. В память избавления Москвы святитель Иона в том же году возвел храм в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. По церковному преданию митрополит Иона предсказал скорое освобождение Руси от татарского ига.
"Св. Иона вообще является поборником иерархического начала во всей его строгости, ничем не смягчаемой, — пишет русский религиозный мыслитель и историк Георгий Федотов в своей книге "Святые Древней Руси". — Среди его чудес наказания грешников занимают первое место. Большинство проступков — даже таких, как сомнение в его чудотворной силе при его жизни или умолчание о видении — наказываются смертью: не спасает и покаяние. Эта суровость святителя роднит его с направлением св. Иосифа Волоцкого и сообщает всему его облику особый московский склад. Правда, эти личные черты дошли до нас в житии макарьевского времени (восемьдесят лет по кончине), и на предании о них могло прямо сказаться влияние иосифлянской школы. Но они не противоречат тому, что мы знаем о церковной деятельности св. Ионы".
Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до смерти чудотворец узнал время своей блаженной кончины. Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом Успенского собора. Потомкам остались написанное им "Евангелие келейное" и 38 учительных посланий, принадлежащих к числу лучших произведений древнерусской церковно-учительной литературы.
Читайте другие статьи из серии "Чудотворцы":
Чудотворцы: Ксения Петербуржская
Чудотворцы. Предречения юродивого
Чудотворцы: Иринарх Ростовский — Затворник
Чудотворцы: блаженная матушка Матрона
Чудотворцы: Параскева — русская Венера
Чудотворцы: святой Николай Угодник
Чудотворцы: загадка Орлеанской девы
Чудотворцы: пророк-повелитель грома
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.