Патриарх Московский и всея Руси Кирилл до 15 ноября будет пребывать с пастырским визитом на Ближнем Востоке. В минувшие выходные он вместе патриархом Игнатием IV отслужил Литургию в кафедральном соборе Дамаска и встретился с муфтием Сирии Ахмадом Хассуном. Предстоятель РПЦ сказал, что "с тревогой смотрит за тем, что происходит на Ближнем Востоке".
В минувшие выходные в Сирии прошли массовые манифестации против Лиги арабских государств (ЛАГ). Главы МИД государств-членов ЛАГ решили приостановить членство Сирии в организации в связи с тем, что администрация Башара Асада продолжает подавлять выступления оппозиции. Представитель Сирии в ЛАГ Юсуф Ахмед заявил арабским журналистам, что это "означает конец арабского единого действия. Лига арабских государств теперь следует программе американцев и Запада".
В Дамаске вполне обоснованно полагают, что ЛАГ отдала Сирию на растерзание НАТО и радикальным исламистам. В эти неспокойные дни в бушующий страстями Дамаск прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Предстоятель Русской православной церкви вместе с патриархом Антиохийским Игнатием IV в воскресенье совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Дамаска. После окончания службы патриарх Кирилл обратился ко всем собравшимся в храме православным христианам с проповедью. В ней он, в частности, сказал: "Сегодня, когда Антиохийская церковь и народ Сирии проходят через серьезные испытания, я не мог оставаться в Москве, но пожелал быть среди вас, чтобы вместе с вами помолиться, чтобы своими, может быть, и слабыми словами, но вдохнуть в вас силы.
По словам патриарха, "для любви нет границ и не может быть "более или менее благоприятных ситуаций". Патриарх Кирилл сказал верующим, что его миссия "не является ни политической, ни дипломатической — я приезжаю к своему собрату, в церковь, в которой я — свой". Приветствуя патриарха Игнатия, Святейший патриарх Кирилл сказал:
"Я привез вам, мои дорогие, любовь русского народа. Это народ-мученик, который прошел через страшные испытания на протяжении своей истории, и одним из самых страшных испытаний была Гражданская война начала XX века. Мы раскололи свое общество и свой народ. Мы убивали друг друга во имя построения счастливой жизни. Но построить счастливую жизнь на крови не удалось, и только тогда, когда мы отказались от гражданской конфронтации, когда объединили силы всего русского народа, когда мы примирились друг с другом, тогда возникла у нас надежда на обновление жизни. И потому, отталкиваясь от собственного исторического опыта, мы обращаемся ко всем вам, дорогие братья и сестры: умейте миром преодолевать разногласия. Снова станьте едиными и сильными, чтобы любая проблема была разрешима, и вы могли с ней справиться. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами".
Читайте также: Там, где ислам полюбил православие
С самого начала "арабской весны" Русская православная церковь беспокоилась о ситуации на Ближнем Востоке. Предстоятель РПЦ выразил надежду, что "Господь преклонит милость и к народу Сирии, и к Антиохийской церкви, что водворится мир, справедливость, что сирийский народ сам будет решать свои внутренние проблемы, устремляясь к тому, чтобы путем диалога, взаимного слушания достигались те цели, которые Сирия ставит перед собой".
"Сохрани Бог, чтобы когда-то на этой земле возникла межрелигиозная вражда. Я верю, что этого не будет", — сказал патриарх Кирилл. В дар Антиохийской церкви была передана богослужебная утварь: полутораметровый крест, дарохранительница и две рипиды.
Рипида — это металлический круг на длинной рукояти. Обычно в круге изображены шестикрылые ангелы — серафимы. Во время таинства Евхаристии рипиды держат диаконы, которые стоят по обе стороны престола. Рипидами на Великом входе осеняют дискос, потир, их выносят во время архиерейской службы в Крестных ходах, возглавляемых епископом.
Патриарх всего Востока Игнатий IV получил из рук предстоятеля РПЦ наперсный крест и две панагии. Вручая ближневосточным собратьям по вере подарки от РПЦ, патриарх Кирилл сказал: "Желаю вам успехов в построении новой Сирии — открытого ко всем и мирного государства, в котором уважалась бы религиозная свобода, в котором мусульмане и христиане как всегда жили мирно". Сирийские верующие ответили Кириллу по-русски: "Спасибо, Руссия".
Читайте также: Кавказское христианство: уход и возвращение
В свою очередь, Блаженнейший Патриарх Игнатий вручил священнослужителям РПЦ высокие награды Антиохийской Церкви. Ордена святых Первоверховных апостолов Петра и Павла II степени были удостоены председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Орденом святых Петра и Павла III степени были награждены заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и помощник председателя ОВЦС протодиакон ВладимирНазаркин.
В минувшее воскресение патриарх Кирилл также встретился с муфтием Сирии Ахмадом Бадреддином Хассуном и министром по делам религии Мухаммадом Абд ас-Саттаром ас-Сайиду. Общаясь с муфтием и главой религиозного ведомства, предстоятель РПЦ сказал: "Я сегодня с тревогой смотрю за тем, что происходит на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Нас очень волнует притеснение христиан в тех странах, где произошли радикальные перемены. И в свете этих событий особенно хотел бы подчеркнуть мирное и спокойное сосуществование религий в Сирии. Это, несомненно, достижение вашей страны, вашего общества, достижение и мусульман, и православных".
Муфтий Ахмад Бадреддин Хассун известен в Сирии как миротворец и борец с салафитскими радикалами. Он неоднократно говорил, что "Мухаммед не был бы пророком, если бы призывал к убийству". Недавно от рук сирийских салафитских экстремистов погиб сын муфтия. В октябре этого года Сария Хассун был расстрелян на автотрассе.
Московский патриарх выразил личное соболезнование муфтию. По словам патриарха, муфтий Хассун имеет особый авторитет и поддержку верующих людей, в том числе и в России, где его имя широко известно среди мусульман.
"Всех нас, конечно, тревожит экстремизм, который пытаются религиозно мотивировать… Одна из причин этого явления — то, что недостаточно развито религиозное просвещение среди молодежи. Люди плохо знают свою веру, у них нет интеллектуального базиса в восприятии веры, поэтому они легко соблазняются на различного рода призывы, которые не проистекают из основ веры, — подчеркнул патриарх Кирилл и добавил, — вторая проблема, которая стоит и перед православными, и перед мусульманами, — нравственное состояние современного человека. Это проблема молодежи, проблема браков, личной и семейной этики. И здесь у мусульман и православных есть очень много общего — в отстаивании того образа жизни, который дает возможность людям укреплять нравственные начала жизни".
Муфтий Сирии также убежден в необходимости укрепления христианско-мусульманских отношений. Ближний Восток всегда был примером мирного сосуществования христиан и мусульман. "Пророки были явлены миру, пришли сюда — для жизни, а не чтобы убивать. Я не буду верить ни одному религиозному лидеру, который будет призывать меня к убийству", — сказал духовный лидер сирийских мусульман. По его словам, недавнее заявление ЛАГ по Сирии — это очередной демарш против межрелигиозного диалога христиан и мусульман в ближневосточном регионе. Не случайно, что зачитывал антисирийскую резолюцию именно глава МИД Катара, страны, где государственной религией является ваххабизм.
"Западный мир с помощью ваххабитов хочет освободить Ближний Восток от христиан и отдать власть религиозным экстремистам. Если они осуществят свои планы здесь, они обязательно направятся к вам — Чечня, Таджикистан… И я знаю, какие идеи сейчас экспортируются туда, в этот регион, и каким образом пытаются искусственно создать обстановку вражды по отношению к России", — сказал муфтий. По его словам, "арабская весна" может вскоре начаться в Турции, "а затем уже будет двигаться по направлению к России. Это план создания так называемых государств по религиозному принципу, к осуществлению которого стремится НАТО".
Сирийская сторона преподнесла в дар патриарху Кириллу экземпляр Корана, изданный по распоряжению президента республики Башара Асада. Патриарх подарил в ответ чашу, изготовленную российскими мастерами. Силы, заинтересованные в экспорте "арабской весны" из стран Ближнего Востока в другие страны, многое ставят на конфликты между мусульманами и христианами. Ближневосточные христиане ищут защиты у местных представителей традиционного ислама. Об этом "Правде.Ру" рассказал председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Читайте также: "Мусульманские" мученики за Христа в ХХI веке
"Шариат защищает людей Писания, то есть евреев и христиан. Если мусульманин по-настоящему правоверный, он строго соблюдает шариат. В шариате четко прописано положение о независимости христиан и иудеев и их защите со стороны ислама. Судопроизводство внутри немусульманских религиозных общин ведется по законам этих конфессий. Христиане, живущие в мусульманской стране, — зиммии, "люди договора", находящиеся под политической ответственностью мусульман. Каждая буква шариата соблюдается именно в традиционном исламе, а не в саудовской или катарской копии этого ислама.
Саудовский и катарский ваххабизм всегда поддерживался Западом, начиная со времен Мухаммеда ибн Абдваххаба (основоположник современного ваххабизма. — Ред.). Ваххабиты, которые хотят захватить власть на Ближнем Востоке, покончат с ближневосточной веротерпимостью навсегда".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.