13 ноября Католическая церковь причислила к лику блаженных австрийского священника Карла Ламперта. Торжества состоялись в городе Дорнберн, в церкви святого Мартина. Карл Ламперт, провикарий Инсбрука, в ноябре 1944 года был обезглавлен нацистами на гильотине в концлагере Дахау. Несколько бараков этого лагеря смерти нацисты выделили специально для "попов".
Карл Ламперт родился в Гефисе (Австрия) 9 января 1894 года. Окончил папскую семинарию в Брессаноне. С 1918 году служил в приходе в своем родном городе. Священник активно работал с молодежью, преподавал в нескольких школах. Таланты молодого клирика были отмечены епископом, и его направили в Рим для изучения канонического права.
С 1936 года ему доверили руководство издательством «Тиролия». Ламперту также предрекали должность епископа города Инсбрук: он, в то время еще провикарий, был заместителем епископа Инсбрука Паулуса Руша и ответственным за церковную администрацию Форарльберга.
Читайте также: Мог ли Йозеф Ратцингер cтать нацистом?
Священник часто выступал против антицерковных акций местного гауляйтера и по этой причине постоянно находился в поле зрения гестапо. В июле 1940 года Ламперта взяли под стражу и поместили в полицейскую тюрьму Инсбрука, а в августе он был отправлен в концентрационный лагерь Дахау. По ложному обвинению в шпионаже его приговорили к смертной казни. 13 ноября 1944 года Ламперта казнили на гильотине.
В годы гитлеровского владычества над Европой многие неугодные режиму католические священники оказались в концентрационных лагерях. Нередко на них доносили их собственные прихожане. Католический священник Фриц Шлаг из "Семнадцати мгновений весны" попал в застенки гестапо из-за доноса своей прихожанки Барбары Крайн.
Гестаповский конвейер не выделял патеров в особую касту. Они проходили по общим спискам приговоренных к заключению в концлагерь. Доставляли их в лагерь тоже общим эшелоном, в товарных вагонах. По прибытию в лагерь сановных узников избивали и унижали точно так же, как и всех остальных.
Доктор Йоханнес Нойхауслер, викарный епископ Мюнхена, в годы войны был узником многих концлагерей. В своей книге «Как это было в Дахау» он приводит свои первые впечатления от нацистского концлагеря. «Когда мы вошли в лагерь, то сразу услышали в свой адрес матерную брань и сальные насмешки. «Добро пожаловать в Дахау», - сказал мне эсэсовец, когда мы наконец-то вошли.
Это означало «добро пожаловать в ад». Эсэсовцы не уставали напоминать «попам», куда те попали на самом деле: «Вы прибыли не в санаторий, а в цивилизованный нацистский концлагерь. Отсюда один выход - через трубу», - говорили эсэсовцы новичкам. «В Заксенхаузене нас заставляли бегать от одних лагерных ворот к другим. Это продолжалось в течение многих часов. Охранник меня ударил с такой силой, что я упал. Я разбил себе лицо и ободрал руки. Запомнил, как на меня смотрел в это время эсэсовец: жестокое лицо, взнесенный надо мной сжатый кулак. Такое не забывается», - вспоминал в своих мемуарах епископ Нойхауслер.
Читайте также: Эстонский рай для нацистских палачей
Поначалу представителей духовенства содержали в разных лагерях: от немецкого Дахау до Аушвица и Майданека в оккупированной Польше. В 1940 году Римский Папа Пий XII уговорил рейхсфюрера СС Гиммлера сосредоточить всех католических священников и епископов в одном лагере. Папа убедительно просил позволить этим узникам жить в одном помещении и совершать мессы. Рейхсфюрер пошел навстречу просьбе. В декабре 1940 года комендатура Дахау выделила «попам» блок в самом конце лагеря, под номером 26.
В течение двух недель в этот блок стали свозить католическое духовенство из Маутхаузена, Заксенхаузена, Аушвица и других лагерей. «Попов» было так много (около тысячи человек), что для них выделили еще два блока, под номерами 28 и 30. Блок № 30 позже переоборудовали в лазарет. Поначалу комендатура давала «попам» поблажки: дополнительный рацион, постельное белье . Священники были освобождены от работы и могли служить в специальной часовне. В октябре 1941 года все льготы и поблажки были резко отменены.
С того времени только немецкое духовенство жило в более ли менее сносных условиях, освобождалось от работы и служило мессы. Всех «попов» из других стран перевели в барак № 28. Барак обнесли колючей проволокой. У входа постоянно дежурил охранник. Заключенные этого барака не имели права молиться, носить нательные кресты и четки. За нарушение запрета могли лишить пищи, избить и даже пристрелить на месте.
Узники блока № 28 страдали от голода. Жан Бернард, католический священник из Люксембурга, вспоминал: «Мы тайком поедали весной одуванчики, хотя за это могли наказать. Некоторые наши собратья кормились на лагерной мусорной куче. Считались лакомством кости, обглоданные служебными овчарками охранной службы. Эсэсовцы, узнав, что на куче кормятся люди, превратили ее в свое отхожее место. Узники, несмотря на это, продолжали рытьсявотбросах».
Однажды эсэсовцы решили «справить Страстную пятницу». Они согнали священников из 28 барака на лагерный плац. Священникам сковали руки за спиной наручниками, обмотали вокруг запястий крепкую цепь. На плацу стояло подъемное устройство. Группу из скованных цепью 60 священников резко подняли этим устройством вверх. Наручники и цепи выкручивали руки и запястья. Одни из этих священников погибли, другие стали инвалидами. В один из дней Страстной недели эсэсовцы "развлекались так:" на отца Андреаса Рейзера надели венец из колючей проволоки. Заключенные евреи пели ему осанну. Преподобный Станислав Беднарский, священник из Польши, был распят на кресте". Так описывал эсэсовские "развлечения" католический публицист Уильям О' Мэйли.
Читайте также: Хорватских нацистов "поставляли" монастыри
Немецких священников комендатура освободила от работы. Спустя время, эти священники стали подопытными кроликами для медицинских опытов врачей СС. Именно тогда они поняли, чем был вызваны льготы, которыми их облагодетельствовали эсэсовцы: на опыты шли только здоровые и крепкие «экземпляры». Эсэсовский врач Клаус Шиллинг пробовал на священниках-немцах свою вакцину против малярии. Для большинства «подопытных» это закончилось смертью. Священников заражали флегмоной. Из 20 отобранных «попов» выжило только восемь.
Всем прошедшим опыт с флегмоной пришлось ампутировать руки или ноги. Священников периодически отбирали «на плотницкие работы» или на «работу в поле». «Работа в поле» означала участь подопытного кролика. Печально известные опыты Зигмунда Рашера с перепадами атмосферного давления или с ледяными ваннами также не обошли священников стороной. Йоханнес Нойхауслер вспоминал, что кандидатов на опыты Рашеру отбирал священник-немец по имени Карл Шмидт. Священник, как мог, старался уберечь узников от опытов доктора-садиста, подсовывая тому фотографии наиболее одиозных персонажей из числа заключенных: провокаторов, уголовников, стукачей. К сожалению, срабатывало не всегда...
Одним из самых страшных наказаний в лагере была "собачья клетка". В этой клетке однажды оказался священник Тессинг. Он работал учетчиком в лагерной санчасти и вел неофициальную статистику жертв медицинских опытов. Все данные Тессинг по подпольному каналу переправлял на волю через лагерного шофера Карла. Однажды Карл попался. Изучив перехваченные данные, гестаповцы вышли на Тессинга. Бывший учетчик лазарета был приговорен к медленной смерти в «собачьей клетке». Узники этой клетки выпрашивали пищу стоя на четвереньках и имитируя собачий лай.
Оставшиеся в живых священники-узники старались помогать своим товарищам по несчастью. Когда в Дахау были вспышки тифа, католическое духовенство помогало в больнице для узников в качестве медбратьев и санитаров. Многие священники, контактируя со смертельно больными узниками, сами заболевали и умирали. В распоряжении священников-немцев еще оставалась часовня и некоторые запасы белого хлеба и вина, необходимые для Причастия. Cвятые Дары передавались в лазарет в картонных коробочках или в бумажных пакетах. Священник Франц Зейтц, работавший в лазарете смотрителем, передавал Дары врачам - узникам и самим больным. Когда духовенство было изгнано из лагерной больницы, духовную помощь узникам оказывали врачи - католики.
Читайте также: Неонацисты потеряли свой алтарь
Службы в лагерной часовне проходили в воскресенье. Священник Франц Гольдшмидт, бывший узник Дахау, вспоминал: «Заключенные священники превратили бедную часовню в достойный дом Божий. Алтарь со скинией, красивая фигура Христа, свечи и даже набор подсвечников. Дароносица была сделана в лагерной мастерской, из кусков олова. Ее сделал для нас один австрийский коммунист, искусный мастер. Он гордился тем, что сделал ее на глазах у эсэсовцев».
Священники - узники общались со своими товарищами по застенкам как братья во Христе, а не как духовные отцы. Втайне от эсэсовцев в 1944 году в Дахау состоялась пресвитерская хиротония.
Карл Лейснер, диакон из Мюнстера, в декабре 1940 года был заключен в Дахау. 18 декабря 1944 его рукоположили в священники. Свою первую мессу отец Лейснер отслужил в лагере, 26 декабря 1944 года. Иоанн Павел II в 1999 году причислил Лейснера к лику блаженных.
Голландский священник Титус Брандсма стал одним из первых католических священномучеников Дахау. Брандсма был арестован нацистами в январе 1941 года. Священника обвинили в государственной измене и антинацистской агитации. 19 июня 1942 года его привезли в Дахау. По свидетельствам очевидцев, пожилого голландца каждый день били и пинали, несмотря на то, что он прибыл в лагерь с заболеванием почек. Под предлогом лечения его забрали в лазарет. 26 июля 1942 года Титус Брандсма был убит в лазарете уколом фенола. В 1985 году римская курия причислила священника к лику блаженных.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.