Убийство шейха Сиражуддина Хурикского сравнили с убийством эрцгерцога Франца Фердинанда

Эксперт: шейхи - последний оплот России на Кавказе

В Дагестане убит шейх Сиражудин Исрафилов, второй по значимости духовный лидер республики, и пятый убитый в Дагестане исламский священник. Ряд экспертов назвали это убийство началом большой войны на Кавказе. О том, кому была выгодна смерть влиятельного шейха и как могут развиваться события на Кавказе, "Правде.Ру" рассказал исламовед Р. Силантьев.

В Дагестане убили еще одного духовного лидера мусульман. На пороге собственного дома был застрелен шейх Сиражудин Исрафилов. В мусульманском мире России он более известен как шейх Сиражудин Хурикский.

Шейха убили в селе Хурик (Табасаранский район Дагестана). Правоохранительные органы республики сообщают: около 17:30 по московскому времени двое в масках и в камуфляжной форме ворвались во двор дома и расстреляли шейха в упор. После чего скрылись.

Это убийство можно было бы считать событием криминальной хроники. Если бы не одно важное обстоятельство. Шейх Сиражудин был религиозным лидером Южного Дагестана, вторым по значимости духовным лидером мусульман республики. Эксперты утверждают: расправа с шейхом повлечет за собой виток непредсказуемых последствий. Среди мусульман Кавказа, скорее всего, начнется междоусобица.

Шейха Сиражудина Исрафилова многие мусульмане России знали как Сиражудина-эфенди аль Хурики, старейшину накшбандийского тариката Дагестана. У этого суфийского направления в Дагестане всегда было много последователей. Имамами этого тариката были многие известные исторические личности Кавказа. Один из самых известных мюридов тариката — имам Шамиль.

Стоит сказать, что когда Шамиль объявил на Кавказе газзават, многие шейхи осудили имама. Тарикат Накшбанди, как и многие другие суфийские тарикаты, нацелен, прежде всего, на внутреннее совершенствование человека. Понятие "джихад" он трактует исключительно как духовное усердие, борьбу человека со своими грехами.

Сиражудин Хурикский был известен в Дагестане как миротворец. В одном из своих интервью он сказал: "Чем больше мы будем призывать к добру, к миру — тем быстрее мы найдем счастье и уверенность в завтрашнем дне". Он был сторонником диалога между всеми народами, населяющими Кавказ. "Пока мы не научимся понимать друг друга, ничего хорошего у нас не будет", — сказал шейх в январе этого года агентству СКФО-News.

Читайте также: Основатели учений в реальности: Абд-эль-Ваххаб

Востоковед Михаил Рощин назвал Сиражуддина Хурикского "самым известным шейхом Южного Дагестана". В Табасаранском районе Дагестана он открыл сеть медресе. Исламский университет Южного Дагестана, который находится в Дербенте, — также детище шейха. Последователей Сиражуддина — эфенди в одном только Дагестане насчитывается около десяти тысяч человек. Узнав о гибели учителя, очень многие мюриды стали срочно выезжать в Хурик.

По значимости хурикский шейх был вторым в Дагестане. Эксперты приходят к выводу, что его убийство значительно осложнит ситуацию как на Кавказе, так и в мусульманском мире России.

Политолог Руслан Курбанов назвал убийство Сиражуддина-эфенди "началом большой войны". Он однозначно полагает, что хурикского шейха убрали радикальные исламисты. "У них принцип: вы убиваете наших лидеров — мы будем убивать ваших", — цитирует Курбанова "РосБизнесКонсалтинг". Эксперт отметил, что с 2010 года в Дагестане было убито четыре имама. В ноябре 2010 года неизвестные расстреляли имама мечети в Хасавюрте, в апреле 2011 года в селе Ясная Поляна Кизляркого района был убит имам мечети Магомед Сайпудинов, в июле 2011 года жертвой преступников стал имам мечети селения Карамахи Кизлярского района Ашурулав Курбанов. В сентябре 2011 года в селении Чанкурбе Буйнакского района Дагестанабылрасстрелян84-летний имам мечети селения Кадар Зайнудин Дайзиев. Все погибшие имамы призывали мусульман Кавказа к миру и были ярыми противниками ваххабитской пропаганды. Убийство каждого имама сопровождалось обострением и без того непростых отношений в мусульманской общине Кавказа.

Политолог Максим Шевченко, узнав об убийстве Сиражудина Хурикского, записал в своем блоге: "Убили Сиражудина Хурихского. Для Дагестана это выстрел в Сараево(убийство в 1914 году в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, начало Первой мировой войны. — Ред.). У него тысячи организованных мюридов. Это может быть прологом к беде".

Мухамедгали Хузин, муфтий Пермского края, считает убийство шейха Сиражуддина Хурикского атакой ваххабизма на традиционный ислам. Чем в дальнейшем обернется ваххабитская экспансия — объяснять не стоит. Муфтий Пермского края призвал мусульман России "продолжать богоугодные дела шейха" и тем самым нанести "непоправимый удар по идеологии ваххабитов, являющихся источником зла и братоубийства на нашей земле, разжигающих своим лжеучением рознь внутри ислама". По словам Хузина, борцы за "чистый ислам" убили шейха именно за "его резкое и непримиримое отношение к экстремизму", которое "вызывало уважение у всех российских мусульман".

Исламовед Роман Силантьев, доцент МГЛУ, член Экспертного совета Министерства юстиции РФ, автор-составитель энциклопедии "Ислам в современной России", дал эксклюзивный комментарий "Правде.Ру":

"Всех дагестанских духовных лидеров убивают ваххабиты. Было даже специальное псевдобогословское "заключение" Анзора Астемирова, ныне покойного "эмира" ваххабитов Кабардино-Балкарии. В нем он призвал своих "верных" убивать всех несогласных имамов. Сейчас некоторые пытаются списать убийства имамов Дагестана на какой-то "ментовской беспредел", но это полный бред. Ваххабитских "имамов" на Кавказе не убивают, убивают только представителей традиционного ислама. Гибнут исключительно наши союзники. Это наводит на неутешительные мысли. Ваххабитов прикармливают дагестанские чиновники, которые берут взятки. К чиновникам приходят люди из леса и говорят, что "надо делиться". Чиновники делятся и сами берут деньги от ваххабитов. Ваххабитам, как и самим коррупционерам, такой расклад очень выгоден. Разговоры "амиров" о "борьбе со взяточничеством" — это разговоры в пользу бедных.

Ваххабизм во многом порожден коррупцией. Если бы коррупции не было, то с бандитами расправились бы гораздо быстрее.

Читайте также: "Хизб ут-Тахрир": против всех

В Дагестане убили не просто имама, а шейха. Имамов убивали четырежды, убитый шейх был первым. У шейха выше ранг и больше последователей. Сиражуддина Хурикского могли убить потому, что у него были не очень хорошие отношения с Духовным управлением мусульман Дагестана. Это удобно ваххабитам, потому что они будут это убийство вешать на муфтият. Дагестанские шейхи призывали к мирному диалогу в рамках законодательного поля. Если шейхи будут погибать, то на Кавказе начнется война всех против всех. Кавказские шейхи — это последняя линия обороны, за которой начнется эта война. Кавказцы не будут подавать никаких заявлений в суд, они сами начнут разбираться своими методами. Будут уничтожать не только самих ваххабитов, но и их пособников. Пострадает очень много невиновных, прольется много крови. Вот что там может случиться. Убийство Сиражуддина Хурикского может стать началом нового этапа войны на Кавказе. На этот раз последнего. А дальше будет иракский сценарий. Весь юг России не взорвется, но ситуация там резко осложнится".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить