Седьмой Вселенский Собор осудил и отверг иконоборческую ересь

Седьмой Вселенский Собор: иконы – не идолы

В восемнадцатое воскресенье после Троицы Православная Церковь празднует память святых отцов, принимавших участие в Седьмом Вселенском Соборе. Он был созван в 787 году в городе Никее при императрице Ирине. Вселенский Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил, что иконы — это священные изображения, которые верующим подобает почитать.

Иконоборчество возникло за 60 лет до этого при греческом императоре Льве III Исавре и стало особенно популярным при Константине V Копрониме. Со второй половины двадцатых годов VIII века началась борьба с почитанием икон. В 754 году иконоборчество было провозглашено в качестве официальной церковной доктрины Византийской империи на лжесоборе в Иерии. Христиан, у которых в домах были иконы, преследовали. Те, кто осмеливался защищать почитание икон публично, рисковали свободой, а порой и жизнью.

31 августа 784 года патриарх Павел IV отрекся от престола и удалился в монастырь. Он посоветовал для устранения раскола Церкви на почве борьбы иконоборцев и иконопочитателей созвать Вселенский Собор. На место Павла по единодушному решению духовенства и властей был избран императорский секретарь Тарасий, известный своей ученостью. Тарасий согласился занять Константинопольскую кафедру лишь после того, как император и императрица публично высказались за проведение Вселенского Собора. На Рождество 784 года Тарасий был возведен на высшую ступень церковной иерархии.

Летом 786 года по приглашению императрицы Ирины и патриарха Тарасия в Константинополе собрались представители папы Римского и восточного духовенства, а также митрополиты, епископы и многочисленные монахи из византийских провинций. Однако иконоборцы не спешили сдавать позиции. Некоторые митрополиты начали устраивать совещания против нового Собора, но святитель Тарасий пресек эти действия.

Читайте также: Почаевская икона творит чудеса

Накануне открытия Собора расквартированные в столице части императорской гвардии, находившиеся под командованием офицеров, сделавших карьеру при императоре Константине V, стали открыто проявлять сочувствие противникам иконопочитания. Взбунтовавшиеся военные шумно протестовали. Патриарх обратился к императрице с этой проблемой, однако было решено проводить Собор, несмотря на мятеж.

Собор открылся утром в понедельник 7 августа 786 года в столичном храме Святых Апостолов под председательством патриарха Тарасия. Заседание началось с чтения мест из Священного Писания в защиту икон и осуждения иконоборческого лжесобора. В это время у храма собралась толпа, а затем внутрь ворвались вооруженные воины, угрожая расправой патриарху и всем иконопочитателям. Собор был сорван.

Вскоре после этого последовало объявление о начале похода на Восток против мнимого нападения арабов. Иконоборческие части были переправлены в Малую Азию, а в Константинополь введены лояльные войска из Фракии.

В мае 787 года епископам вновь были разосланы приглашения на Собор, но уже не в самом Константинополе, а в Никее — городе, где в свое время состоялся I Вселенский Собор. Перед повторным созывом Собора православные иерархи во главе со святителем Тарасием проделали серьезную богословскую, проповедническую и организационную работу, чтобы он состоялся и мир в Церкви был восстановлен.

Читайте также: Икона в доме: спасение и ответственность

Седьмой Вселенский Собор проходил с 24 сентября по 13 октября в никейском соборе Святой Софии, а заключительное заседание состоялось в присутствии императора и императрицы в Константинополе во дворце Магнавра 23 октября. Во главе Собора в качестве почетных членов заседали папские посланцы, Константинопольский патриарх Тарасий и представители трех восточных Патриархатов Иоанн и Фома. Председательствовал святитель Тарасий.

Собор постановил: "Учения богосогласных отцов нас исправили; черпая из них, мы напоены истиной; следуя им, мы отогнали ложь; наученные ими, мы лобзаем святые иконы. Веруя в единого Бога, в Троице прославляемого, лобзаем честные иконы. Кто не следует этому, да будет анафема". Далее были произнесены анафематизмы тем, кто преследует иконопочитателей, называет иконы идолами и осмеливается говорить, что христианская Церковь поклоняется идолам.

В 815-843 годах в Византии после тяжелейших военных неудач при императорах-иконопочитателях возник рецидив иконоборчества. Окончательно эта ересь была побеждена при императрице Феодоре и императоре Михаиле III. В 843 году на церемонии, получившей название Торжество Православия, были торжественно подтверждены решения VII Вселенского Собора. С победой над последней значительной ересью, каковой признается иконоборчество, наступило окончание эпохи Вселенских Соборов.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить