Святитель Димитрий Ростовский прославился как автор сборников житий святых "Четьи-Минеи"

Димитрий Ростовский и его "Четьи-Минеи"

Святитель Димитрий Ростовский прославился не только как архиерей Русской церкви, но и как плодотворный церковный автор-составитель сборников житий святых ("Четьи-Минеи"), проповедей, драм, стихов. Академик Д.С. Лихачев считал Димитрия Ростовского последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы. "Четьи-Минеи" стали источником вдохновения и для А.С. Пушкина, который использовал жития двух русских святых для создания образа юродивого в трагедии "Борис Годунов".

Будущий святитель родился в декабре 1651 года в местечке Макарове Киевского полка Украинского гетманата и был назван Даниилом. В 1660 году его семья переселилась в Киев. Учился Даниил в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году он принял постриг с именем Димитрий в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года стал диаконом, а в июне 1675 года — священником и назначен проповедником в Чернигов.

Там он прославился многочисленными проповедями. В марте 1681 года Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, а через год избран игуменом Крупицкого женского монастыря в Батурине. В течение жизни Димитрию довелось быть настоятелем еще многих монастырей.

18 июня 1700 года Петр I отправил указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) с требованием прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С этой же просьбой обратился к митрополиту Варлааму и патриарх Адриан. Митрополитом Тобольским был назначен Димитрий, но он не смог уехать в Сибирь из-за болезни. Во время болезни святителя посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над "Книгой житий…", отменил свой указ о назначении в Тобольск.

Читайте также: Чудотворцы. Предречения юродивого

4 января 1702 года святитель Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. После первой литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить людям. Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.

При святителе Димитрии в епархии было построено немало храмов. Указывая на недостатки местного духовенства — необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям — и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу, в первую очередь, в просвещении и воспитании паствы и духовенства. С этой целью 1 сентября 1702 года в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа. В этой школе учились около двухсот человек, это были преимущественно дети священников.

6 мая 1684 года Димитрий Ростовский начал работу над составлением житий святых. Она продолжалась в течение 20 лет. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, доставленной с Афона рукописью Симеона Метафраста, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками. Святитель Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников, и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.

Читайте также: Княгиня Ольга — первая русская святая

"Четьи-Минеи" изданы в четырех томах. Каждая книга содержит жития за три месяца, и начинаются они, согласно церковному календарю, с сентября. Первая книга была закончена в 1689 году. Вторая закончена в 1690 году и через пять лет напечатана. После ее написания работой святителя Димитрия заинтересовался патриарх Адриан, который поощрил дальнейшее составление житий на весь год своей грамотой и деньгами. Третья и четвертая книги увидели свет в 1700 и 1705 годах.

"Четьи-Минеи" святителя Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России. Эти книги имели огромное влияние на верующее русское общество. Актуальны они и сегодня.

"Четьи-Минеи" стали источником вдохновения и для А.С. Пушкина: на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого поэт создает образ юродивого в трагедии "Борис Годунов", а неоконченная поэма "Монах" была основана на житии Иоанна Новгородского.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить