1 сентября по старому стилю, а 14 — по новому, Православная Церковь празднует новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. Эта дата условна, как и "новогодние" 1 января или 1 марта, но праздник имеет свою древнюю историю.
В древности и в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе. Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.
Индиктион (от лат. indictio — объявление) — это пятнадцатилетний период наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался "указанием" (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений.
Считается, что церковное новолетие с первого сентября было установлено на Первом вселенском соборе в Никее в 325 года. Поводом послужила победа императора Константина в сентябре 323 года над соправителем Ликинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы.
1 сентября Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос начал Свою проповедь. Он прочел в синагоге в городе Назарет пророчество Исаии о наступлении "лета (года) благоприятного". Этим пророчеством Христос давал понять, что Он и есть обещанный Мессия, Который пришел "благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу". В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года.
Именно это евангельское начало о проповеди Спасителя читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие во время службы, кроме этого случая, лишь трижды в году.
С 1492 года на Руси новолетие отмечали как церковно государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Сооружался помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит освящал воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга.
В новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью. Учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с новолетия. Впоследствии эта традиция распространилась и на все другие учебные заведения.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который, сидя на престоле, установленном на кремлевской Соборной площади, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 года церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался. С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью.
Конечно, сейчас Церковь не стремится отрицать строго установленный несколько столетий назад обычай праздновать Новый год 1-го января, но все-таки в это время у православных христиан еще продолжается Рождественский пост. Пост же и веселье — две вещи несовместные. Поэтому для истинных верующих ни о каких тазиках с майонезными салатами, мясных яствах и прочих вкусностях и речи не идет. То же самое касается танцев и увеселительных мероприятий. Для православных настоящий праздник еще только предстоит в то время, когда вся страна поглощает шампанское и слушает поздравление президента. И чтобы не отступать от поста в канун одного из важнейших христианских праздников, лучше отпраздновать Новый год по старому стилю, точнее, по старому в квадрате — в официальный день, исторически предшествующий нынешнему первому января.
Читайте также:
Навруз — мусульманский Новый год
Новый год: От религии — к коммерции
На стыке октября и ноября кельты праздновали свой…
14 марта — Новый год у древних славян
Даты празднования Нового года на Руси были разными
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.