11 сентября. Этот день россияне привыкли связывать с нью-йоркским терактом. Десять лет спустя этот день снова вошел в историю. 11 сентября 2011 года, в воскресение, прекратила свое существование Соборная мечеть Москвы, самая крупная мечеть столицы. В отличие от "башен — близнецов", ее не взрывали террористы. Ее снесли московские власти. С одобрения определенных лиц из мусульманского руководства.
Кому это было выгодно? Что это за собой повлечет? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил шейх Махмуд Велитов, муфтий Москвы и Московской области:
"За сносом стоял только Равиль Гайнутдин. К сожалению, мы не можем читать его мысли. Может быть, он что-то хотел сделать хорошее, но после сноса доверие к нему резко упало. Но у нас даже очень грешные люди не являются богоотступниками. В истории ислама были халифы, которые подвергли смерти многих невинных людей. Этих халифов предали проклятию. Но даже про них не говорили, что они перестали быть мусульманами. Хариджиты, переставшие быть последователями Али, брата пророка Мухаммеда, тоже не стали в глазах уммы кафирами. Даже у вероотступника есть возможность покаяться, попросить прощения у Милосердного Аллаха. Гайнутдин мог лицемерить или делать что-то подобное, но он не перестал быть мусульманином". По словам эксперта, Гайнутдин, безусловно, поспособствовал расколу. "Сторонники Гайнутдина будут защищать его самого и его интересы, а большинство российских мусульман объединится против шейха Равиля Гайнутдина".
Этого и стоило ожидать. Разговоры о демонтаже мечети велись уже давно. Каждый такой разговор переходил на повышенные тона и вызывал споры и скандалы. Центральной фигурой скандалов выступал глава Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин.
Все началось в декабре 2008 года. Тогда Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) направило официальное письмо Юрию Лужкову. В документе говорилось: "Соборная мечеть столицы по адресу Выползов переулок, дом 7 (метро Проспект Мира) не является объектом культурного и исторического наследия. Более того, когда в начале XX века строили эту мечеть, то допустили грубую ошибку. Мусульманский храм получился резко отклоненным от направления к Каабе, что по канонам ислама недопустимо". Руководство ДУМЕР просило столичные власти поставить вопрос о демонтаже здания на комиссию при Правительстве Москвы. Письмо было подписано главой ДУМЕР, шейхом Равилем Гайнутдином.
Читайте также: Мечеть американского раздора
В мэрии рассмотрели просьбу Гайнутдина. 21 января 2009 года на специальном заседании Москомнаследия было принято решение о лишении мечети статуса объекта культурного наследия. В этот же день был поставлен на голосование вопрос о сносе здания. При голосовании мнения членов экспертного совета разделились поровну. Точку над i поставил голос В. А. Шевчука, тогдашнего руководителя Москомнаследия. Мечеть было решено снести. Окончательно вопрос о сносе решился весной того же года. Позже приговор был заменен на "реконструкцию".
В 2010 году мечеть стала объектом скандала, который разгорелся из-за проекта по ее реконструкции, предложенного архитектором Игорем Тажиевым. 1 ноября 2010 года Совет муфтиев России (СМР) обвинил Тажиева в профессиональной некомпетентности. Архитектор подал на СМР в суд. Путем непростых переговоров Совет муфтиев и Игорь Тажиев заключили мировое соглашение. Весной 2011 года Дагир Хасавов, адвокат Тажиева, направил письмо новому столичному градоначальнику, Сергею Собянину. В письме адвокат просил московские власти помочь в процессе реконструкции мечети. По словам Хасаева, "строительство мечети не ведется, а консервация объекта в установленном порядке не произведена". Если все будет так продолжаться, то стоит ждать большой беды.
На защиту мусульманского дома молитвы встало градозащитное объединение "Архнадзор". Немного позже к ним присоединилась Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият). 9 марта 2011 года на сайте "Интерфакса" появилось заявление муфтията по поводу мечети, над которой повис дамоклов меч сноса:
"…Если московская соборная мечеть не нужна… Совету муфтиев России либо руководство СМР не способно распоряжаться историческим наследием предков, то ее нужно вернуть на баланс Центрального духовного управления мусульман(ЦДУМ) России, которому она изначально и принадлежала". Авторы документа призвали единоверцев из ЦДУМ, Казанского муфтията и Координационного центра мусульман Северного Кавказа выступить против сноса исторического здания московской соборной мечети. Молчаливое согласие с действиями Гайнутдина и Москомнаследия было названо "откровенным позором для мусульманской уммы России". "Пока в защиту Соборной мечети выступает преимущественно светский Архнадзор. Неужели мы сами не сможем защитить свои храмы?", — говорится в заявлении муфтията.
Читайте подробнее: Начался передел московских мечетей
Утверждение насчет "неканоничности" направления мечети было названо абсурдным: небольшое отклонение от киблы (направления на Каабу. - Ред.) легко исправляется коррекцией михраба (молитвенной ниши, которая смотрит на Каабу. - Ред.) и перестилкой молитвенных ковров.
Предложение о сносе мечети, лоббируемое письмом Гайнутдина, в муфтияте сочли кощунственным для всех мусульман России. Особенно, для татарской общины Москвы, "чьи представители более века назад собирали деньги на этот выдающийся памятник архитектуры и мусульманской культуры".
Сам шейх Гайнутдин информацию о возможном сносе или возможном обрушении мечети назвал ложью. Утверждения архитектора Тажиева и его адвоката Гайнутдин также называл ложью и клеветой. "Мы наш проект согласовали в архитектурном управлении города Москвы, у нас есть надзор, технический заказчик, который ведет постоянный мониторинг, и никаких обрушений, которые предсказывают наши недруги, быть не может. Соборная мечеть будет стоять на века", — сказал Гайнутдин в марте "Интерфаксу".
Мусульмане России и градозащитники Москвы только сеют панику и накаляют страсти. Соборная мечеть Москвы, по словам Гайнутдина, "не будет разрушена, куда-то вынесена, она будет реконструирована и улучшена", — сказал председатель ДУМЕР. И добавил: "Когда нам некоторые советовали строить соборную мечеть где-то на окраине города, мы сразу же отвергли такие предложения и сказали: московская Соборная мечеть будет находиться на Выползовом переулке, под номером семь".
Мечеть возле проспекта Мира — самая популярная среди мусульман Москвы. Говоря более простым языком, она "своя", родная. Московский мусульманин не променяет ее ни на что. В этом лишний раз убедились журналисты центрального телевидения, приехавшие в августе этого года в Сокольники. 30 августа 2011 года там ожидался многотысячный праздничный намаз в честь Ураза — Байрама.
Журналисты, приехав на место, обнаружили только пустующий павильон, скучающих охранников и одиноких имамов. Мусульмане Москвы, которых ожидали в благоустроенном павильоне парка "Сокольники", отправились, как и раньше, на проспект Мира. К своей Соборной мечети, которая, к сожалению, всех не вместила. Но мусульман это не остановило. Они расположились прямо под открытым небом, постелив молитвенные коврики прямо на асфальт. Праздничный намаз в честь окончания Рамадана получил название "асфальтового намаза". Ураза — Байрам кончился, а вслед за ним прошла первая декада сентября. Наступило 11 число.
11 сентября Соборная мечеть была демонтирована из-за угрозы обрушения. Равиль Гайнутдин, говоривший, что "мечеть не обрушится", снос одобрил. Как и ожидалось, снос дома молитвы имел довольно определенные последствия.
Читайте также: Женщинам без церквей тяжело. А без мечетей?
Собственно страсти стали накаляться за шесть дней до сноса. 5 сентября Всероссийский муфтият выпустил фетву (юридическое заключение высшего религиозного авторитета) по поводу возможного сноса мечети и всех причастных к этому. В тексте говорилось: "Всевышний Творец дает оценку тем, кто стремится к разрушению мечетей, которые являются Домами Бога на земле, и именует их преступниками в последней степени, после которых нет уже иных преступников (…). Совершающий подобные действия становится богоотступником, ибо своими действиями сам себя выводит из лона Ислама. Ибо, как возгласил Творец Всезнающий и Всемудрейший, "тот из вас, кто оставит свою религию и умрет неверным, дела тех уже погибли в этом мире и будущем. Они — обитатели Ада и будут они там вечно (аль-Бакара,217)Пусть же устрашатся те, кто замышляет поднять свою руку на Московскую Соборную мечеть и любую другую мечеть, храм, Божий дом, что Всевышний может наслать на злоумышленников кару и возмездие тотчас, а может и оставить до Судного дня".
В этот же день, 5 сентября, мусульманские организации России распространили заявление, подписанное шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Разрушение Соборной мечети, согласно заявлению, является "попыткой внести раскол в межнациональные отношения в многонациональном мусульманском обществе России". Большая часть последних действий Гайнутдина была направлена именно на этот раскол. Главе ДУМЕР припомнили и обвинение всей России в беспробудном пьянстве, и объявление Таджуддина кафиром, и многое другое. Вспомнили и то, как ДУМЕР лишал Соборную мечеть статуса исторического наследия: "здание мечети не представляет интерес только для неоваххабитов и неосаляфитов. Для них намоленность места — пустой звук. Вполне возможно, что примером для подражания для Гайнутдина является снос религиозного исторического наследия в Мекке".
ДУМЕР, ознакомившись с текстом заявления, опубликовал 8 сентября ответ под названием "Гора мышонка родила…". Авторы "антигайнутдиновского" документа, обвинившие шейха в неосаляфизме, по логике ДУМЕР, сами идут по пути раскола.
ДУМЕР процитировал Абу Ханифу, мусульманского богослова VIII века, основателя ханафитского мазхаба: "Одна из больших ошибок ахль бидаат (людей новшеств) — это называть друг друга кяфирами. А прекрасная сторона ахль сунны (идущих путем Посланника Аллаха) — это, увидев ошибку, не обвинять в неверии". По мнению муфтия Дамира Мухетдинова, автора думеровского ответа, текст "Совместного заявления…" "писал человек весьма далекий от мусульманских реалий. Кажется, автор заявления не знает той азбучной истины, что капитальная реконструкция "аль-Масджид аль-Харам" в Мекке проводилась уже праведными халифами. Значит и они, по этой перевернутой логике, были богоотступниками?!" Мухетдинов пристыдил авторов также в том, что их "Совместное заявление…" перепечатал портал "Интерфакс-Религия", "последовательно антиисламский сайт".
11 сентября 2011 года Соборная мечеть была снесена. Весь этот день в Москве было дождливо. Не знак ли это? Не плачет ли небо, предвещая беду?
Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан России, сказал по этому поводу "Правде.Ру" следующее:
"Несмотря на экстремистские настроения в обществе, ислам остается в мирных отношениях с православием. Если говорить о правоверных мусульманах и благочестивых православных, то никто из них не борется, например, за этнический сепаратизм, не убивает мигрантов, не делает кого-то рабом. Где вы видели мусульманина из той же Соборной мечети, который будет взрывать дома в Москве? Христиане, мусульмане, иудеи — люди Книги, а не язычники, с которыми надо вести священную войну. Беда в том, что многие этого не знают. Православные миссии не имеют обыкновения заходить на каноническую территорию мусульманской уммы. Настроения в умме — это их настроения. И не стоит раздувать из искры пламя. Это их мечеть, их конфликт. Мы не желаем никаких конфликтов. Задача российских СМИ и всего российского общества, я считаю, — не раздувать пожара".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.