Массовые беспорядки, недавно прокатившиеся по Англии, всерьез обеспокоили религиозные общины этой страны. Отдельные представители почти всех религиозных конфессий Британии, от католичества до иудейства, приняли участие в массовых "бдениях надежды". А религиозные лидеры всерьез задумались над одним вопросом: почему так случилось?
Глава англикан, архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, счел, что виной всему — атмосфера бездуховности, которая воцарилась в британском обществе. Британская молодежь постепенно забывает дорогу к храму. Молодежь, забывшая Бога, объединилась с такими же "потерявшимися" для Бога гастарбайтерами и устроила массовые погромы. В целом же, подобное явление для Британии -исключение из правил. Особенно, в районе Тотенхэм. "Насилие, царящее на улицах города, не характерно для района Тоттенхэм, который мы знаем и любим", — сказал недавно Питер Уитли, англиканский епископ Эдмонтона. "Священники годами окормляли этот район, и местные жители всегда выказывали свое дружелюбие и щедрость, поэтому их трудно отождествить с зачинщиками беспредела", — цитирует слова епископа "Osservatore Romano".
Однако же, стоит кое над чем подумать. Если рядовые британцы "всегда выказывали" англиканскому духовенству "дружелюбие и щедрость", то почвы для бездуховности просто не могло возникнуть. Особенно среди консервативных англичан, да и не только их. Во многих окрестностях Лондона живущие там мигранты соблюдают законы шариата. Эти люди резко осудили призывы к насилию как запрещенные Кораном. Дело тут не столько в бездуховности, сколько в другом.
Англиканская церковь — самый мощный религиозный институт Британии. Ее главой является британский монарх. Жизнь английского общества со времен Генриха Восьмого была тесно связана с Церковью Англии. Началом ее истории как самостоятельного религиозного института послужил Акт о супрематии, подписанный в 1534 году королем Генрихом VIII.
В этом акте король объявил, что власть над Английской церковью принадлежит английским монархам. Примерно с тех времен Церковь Англии ассоциируется у англичан с британской короной. Насколько для британцев священна монархия, можно судить хотя бы по первым словам их государственного гимна: "God, save the King (Queen)". В годы гражданской войны в Великобритании (1642 -1647) англиканская Церковь стойко ассоциировалась в стране со сторонниками короля.
Англиканство не утеряло своих привилегий и по сей день. Монархом, согласно Акту 1701 года, может быть исключительно англиканин, состоящий в браке с англиканкой. До середины ХIX века Кембридж и Оксфорд были исключительно англиканскими университетами. Католики или пресвитерианцы не имели права туда поступить. До сих пор занимать некоторые публичные должности в Британии могут только англикане.
Архиепископ Кентерберийский, глава Церкви Англии, является примасом Англиканского сообщества, всемирного объединения епископальных церквей в ряде стран мира. По количеству верующих англиканство занимает среди христианских деноминаций третье место в мире.
Все вышеперечисленное — неоспоримые заслуги англиканства. Во многом благодаря Церкви Англии, британская монархия существует до сих пор. Здесь интересно другое.
Когда религиозные лидеры Британии обсуждали события в Тотенхэме, архиепископ Кентерберийский поднял вопрос о падении общественных нравов. Исключительно политический вопрос перешел в область нравственного богословия и зазвучал примерно так: а все ли хорошо в самой Церкви Англии и Англиканском сообществе в целом?
В апреле 2011 года британская "The Indеpendent" опубликовала статью о нынешнем положении Церкви Англии. Заголовок был таков: "Просим последнего, кто покинет Церковь Англии, выключить за собой свет". Обозреватель газеты, анализируя ситуацию, коснулся такой болезненной темы, как исход ангиканских верующих в католицизм.
Читайте также: Католики и англикане воссоединяться не собираются
Вместе с рядовыми прихожанами в лоно Ватикана стали переходить англиканские иерархи высшего уровня. Счет новообращенных уже идет на сотни. Делами новообращенных католиков занимается специальный орган Ватикана, Англиканский ординариат. Англиканское духовенство после переподготовки пополняет число католических клириков.
Кроме того, Ватикан гарантирует новообращенным сохранение ряда привилегий и послаблений. Римская курия в диалоге с бывшими англиканами пошла на временный компромисс в вопросе о женатом священстве. Женатое англиканское духовенство после перехода в католичество не обязано расторгать брак и принимать целибат. Конечно, Бенедикт XVI говорит, что это "временная мера", но вряд ли Ватикан ее свернет в скором будущем.
В католицизм переходят те клирики, которые не хотят мириться с либеральными нововведениями в Церкви Англии, некоторые из которых непосредственно касаются вопросов брака.
Епископ Кейт Ньютон, перешедший в католицизм англиканский иерарх, в ноябре 2010 года сказал "Daily Telegraph": "В последнее время в Англии наметился либеральный подход к таким вопросам, как благословение однополых пар и совершение абортов. Не знаешь наверняка, за что в очередной раз выступитЦерковьАнглии".
Другой новообращенный иерарх, епископ Эндрю Бернем, высказался тому же изданию: "Сегодня верующие, заходя в англиканские храмы, уже не знают, что их ждет. В одних приходах — традиционные богослужения, в других — женщины — священники. Церковь Англии решила, будто ей позволено иметь собственное мнение о том, что ей можно делать. А это — знак того, что Церковь забывает, откуда появилась". Преосвященный Бернем сравнил нынешнюю Церковь Англии с сетью кофеен, которая вместо качественного кофе вдруг стала продавать низкокачественный суррогат. Такие кофейни быстро лишатся своих клиентов. То же самое и с англиканством: видя в любимом храме женщину — священника, англиканин немедленно покинет этот храм и перейдет в другую веру.
Женское священство впервые появилось в англиканстве в 50 — х годах прошлого века. Примасы Англиканского сообщества, храня верность апостольскому преданию, подвергали такие хиротонии строгой критике. Исключением не стал и нынешний англиканский глава, высокопреосвященный Роуэн Уильямс.
В 2003 году англиканская общественность возмутилась очередным американским нововведением. Впервые за историю англиканства епископом штата стал гомосексуалист Джин Роббинс. Роуэн Уильямс резко осудил хиротонию Роббинса и прервал с англиканами США евхаристическое общение. Глава Церкви Англии заявил американцам, что те "не думают о последствиях".
На рукоположение гомосексуалистов был наложен мораторий. Но присоединяться к нему спешили отнюдь не все общины Англиканского сообщества. 8 ноября 2009 года в сан епископа Стокгольма была возведена Ева Брунне, открытая лесбиянка. Для епископальной Швеции это нормальное явление. Брунне, до того как стать епископом, была священником. Она открыто говорила о том, что священник — лесбиянка — это нормально, и даже ссылалась на Писание. О сожительстве Брунне с другой женщиной — священником, Гуниллой Линден, знала вся Церковь Швеции. Более того, союз двух лесбиянок получил официальное церковное одобрение. Епископа — лесбиянку признали своей коллегой и партнером во многих Церквях Англиканского сообщества. Гневная реакция Роуэна Уильямса осталась втуне и на этот раз.
В декабре 2009 года англиканская Церковь Америки одобрила епископскую хиротонию еще одной лесбиянки, Мэри Дуглас Гласпул. В качестве помощника епископа был утверждена женщина — священник Диана Джардин Брюс. По сведениям СМИ, она придерживается традиционных взглядов на брак. Очевидно, что фигура Брюс была выбрана для равновесия сил. Епископ Лос — Анджелеса Джон Бруно заявил тогда американским журналистам: "Мы, как народ Лос-Анжелеса, немного рискнули своей шеей. Но мы сделали то, что избрали двух лучших людей, людей, которые избраны Святым Духом работать со мной и в моем служении, как епископа Лос-Анжелеса. Я с радостью называю их епископами и коллегами".
Глава Епископальной Церкви США, епископ -женщина Кэтрин Джеффертс Шори, заявила, что американские англикане "не намерены кланяться консерваторам, которым не нравится, что гомосексуалистов и лесбиянок посвящают в сан".
Какова была реакция Церкви Англии, говорить излишне. Более того, американские гей — хиротонии были раскритикованы англиканскими общинами ряда стран мира.
Архиепископ Сиднея Питер Йенсен тогда прямо заявил, что "Церковь США приняла образ жизни, который противоречит Писанию. Избрание епископа Робинсона в 2003 году было не отклонением, которое должно быть исправлено со временем. Это было действительно указание на внутреннее состояние церкви и направление ее дел". По его мнению, американское англиканство продолжает отделяться от христианской и англиканской традиции.
Несмотря на выступления архиепископа Кентерберийского, либарельные настроения стали проникать и в саму Церковь Англии. Британский христианский публицист, англиканский священник Эдриан Гамильтон не так давно написал: "Мне встречалось на удивление мало прихожан, которые против рукоположения женщин и, более того, однополых браков". Что происходит внизу, то можно видеть и в церковных верхах: "В тени этих дебатов проходит каждый синод (в том числе и последний, февральский), и каждая встреча представителей англиканских церквей всего мира посвящена исключительно тому, порвать или восстановить отношения с братьями, занимающими иную позицию по однополым браками и женскому священству".
По словам церковнослужителя, архиепископ Кентерберийский не в силах эту ситуацию изменить. "Бедный архиепископ Кентерберийский все больше напоминает медсестру, отчаянно пытающуюся приклеить пластырь пациенту, у которого почти не осталось крови". Атмосфера внутренней нестабильности в Церкви Англии подталкивает консервативных англичан к переходу в католицизм.
Диакон Михаил Таганов, доцент Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, называет этот переход бегством. "Нынешний "исход" англикан в католичество больше напоминает бегство, причиной которого, несомненно, является крушение нравственного учения англиканской церкви", — сказал он в интервью порталу "Православие и мир".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.