Католики почитают Фому Аквинского наиболее авторитетным богословом. Он является создателем не только университетской науки, но и папистской придворной теологии. При всей своей книжной учености, Фома не разбирался в трех вещах: в искусстве, в детях и женщинах.
Фома Аквинский, Фома или Томас Аквинат (Thomas Aquinas) — младший сын рыцаря Ландульфа д'Аквино родился в 1225 году (или в конце 1224) в родовом замке Роккасекка (Roccasecca), расположенном на полпути от Рима до Неаполя, в девяти километрах от Аквино. Он был седьмым ребенком в семье графа Ландульфа и Донны Теодоры или графини Теате — сейчас это место в Италии называется Кьети. В пятилетнем возрасте его отдали в крупное, пользующееся огромным влиянием аббатство Монте Кассино в качестве "дитя, принесенного в дар" — puer oblatus. Аббатом-настоятелем там был брат отца по имени Синибальд. В семье существовала традиция отдавать последнего ребенка для служения Господу и для религиозно-интеллектуального обучения.
Император Фридрих II, которого поддерживал могущественный клан д'Аквино, воевал с папой, и поэтому Томас вынужден был переехать в Неаполь, в Studium Generale - университет, основанный Фридрихом. Там он изучил семь свободных искусств (artes liberales): сначала грамматику, риторику и диалектику (trivium), затем арифметику, геометрию, музыку и астрономию (quadrivium). В Неаполе Фома мог изучать не только натурфилософию, но и метафизику Аристотеля, которая была запрещена для парижских студентов.
В 1244 году, вопреки воле родственников, он вступил в нищенствующий орден доминиканцев. Родственники желали видеть в нем священника, который пойдет по стопам своего дяди и станет аббатом в Монте Кассино. Когда Фома отправился в Париж, по приказу матери братья похитили его и привезли в фамильный замок Монте Сан-Джованни Кампано, где будущий "князь философов" боролся с попытками ввести его в соблазн (братья подослали к Фоме блудницу) и с длившимся почти год (иногда пишут о двух годах) давлением со стороны всей родни.
Однако Фома не желал комфортного существования церковного владыки, живущего по установленным навечно правилам. "Несмотря на то что он принадлежал к аристократической династии крупных землевладельцев, его привлекал простой "апостольский образ жизни" мендикантов — так называли всех нищенствующих монахов (от mendicare просить милостыню), — и прежде всего францисканцев и доминиканцев. Мендиканты, — пишет известный швейцарский теолог Ганс Кюнг, — представляли собой в значительной степени демократизированное интернациональное сообщество единомышленников".
Спустя много лет, Фома скажет: "Совершенство заключается главным образом не в бедности, а в следовании Христу".
В этот исторический период в Западной Европе осуществлялся переход от феодального вассалитета, когда вассальный долг и присяга ставили в личную зависимость от господина и крупного землевладельца, к коммуне, общинности, при которой граждане городов в рамках цехов и гильдий обладали личными правами и свободами. Быстро росли universitas (любые коллегии или корпорации, а не только университеты в современном понимании), которые благодаря привилегиям, дарованным им императором и папой, были наделены правами автономного принятия устава, свободы управления, собственного судопроизводства, свободного передвижения, свободы преподавания.
Фома все-таки вступил в нищенствующий орден, который также назывался орденом проповедников — ordo fratrum praedicatorum - основанный испанцем Домиником (1170-1221) с благословения папы, который стремился бороться не только с альбигойской и катарской ересью, но и с убожеством церковной проповеди вообще. Внешняя жизнь Фомы Аквината бедна событиями и вполне уместится на одной странице. Он весь в своих трудах и духовной жизни.
В 1245 году Фома едет в Париж, в доминиканский монастырь Святого Иакова (Saint-Jacques), куда возвратится в 1252 году. С 1248 до 1252 год, в Кельне он обучался у Альберта Великого (Albertus Magnus), одного из наиболее выдающихся ученых своего времени. С 1252 года Фома преподает в Париже, сначала как baccalaureus biblicus (ведет занятия, посвященные Библии), затем baccalaureus sententiarius (преподает "Сентенции" Петра Ломбардского).
В этот период Фома Аквинат создает свои первые труды: комментарий к Четырем книгам сентенций Петра Ломбардского и небольшой трактат "О сущем и сущности" (De ente et essentia), неоконченный комментарий к знаменитому трактату Боэция "О Троице" (De Trinitate) и сочинение "Об истине" (De veritate).
В 1256 году Фома становится магистром. В 1265 году приступает к созданию "Суммы теологии" (Summa theologiae). К концу жизни ему открылась Великая Тайна, по сравнению с Которой все написанное им ничтожно. 6 декабря 1273 года Фома прекращает работу над "Суммой теологии", которая так и останется незавершенной.
Фома Аквинский скончался 7 марта 1274 года в монастыре Фоссанова (Fossanova) по пути на церковный Собор, который должен был открыться в Лионе 1 мая того же года. Его последним трудом был записанный монахами комментарий на "Песню Песен".
18 июля 1323 года в понтификат папы Иоанна XXII Фому Аквината причислили к лику святых. Фома Аквинский считается покровителем католических университетов, колледжей и школ. Папа Лев XIII в энциклике Aеterni Patris (4 августа 1879 г.) объявил его наиболее авторитетным католическим ученым.
Читайте другие статьи из серии "Великие реформаторы в реалиях":
Реформаторы в реалиях: митрополит Филипп
Реформаторы в реалиях: Сергий Радонежский
Великие реформаторы в реальности: Цвингли
Великие реформаторы в реалиях: Ян Лейденский
Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин
Великие реформаторы в реальности: Ориген
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.