Большая часть жизни Ария, основоположника арианства, осталась неизвестной. Были сожжены все написанные им сочинения. По поводу его лжеучения, с точки зрения официального христианства, созвали Первый Вселенский Собор. Практически все известные о нем факты дошли до нас в изложении противников Ария, которые и его смерть посчитали Судом Божиим, настигшим еретика на пути в храм.
Точная дата рождения Ария неизвестна. На основании косвенных данных, одни историки полагают, что это произошло в 250-м или 256 году, другие — около 260 года. Арий, как и один из ранних Отцов Церкви Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский), был родом из Ливии, бывшей тогда римской провинцией Киренаика. Он происходил из довольно зажиточной семьи, исповедующей христианство. Что касается внешности, то Арий был худощав, высок ростом и производил впечатление аскета. Возможно, он являлся учеником Лукиана Самосатского, почитаемого как святой пресвитер из Антиохии-на-Оронте. Ария также считают последователем философского учения платонизма, в котором он был очень сведущ.
К началу преследования христиан при римском императоре Диоклетиане Арий уже перебрался жить в Александрию. В 303 году Диоклетиан начал массовые гонения на христиан, несмотря на то что это вероучение исповедовала его собственная жена Приска. За два года им было издано четыре эдикта против адептов этой религии. В эти годы шли споры между епископом александрийским Петром и епископом ликопольским Мелитием о том, как следует обращаться с падшими, с отступниками веры — строго или снисходительно. Разность взглядов мелитиан и официальной Церкви соводилась лишь к вопросу о падших. Арий примкнул к мелитианам, но впоследствии якобы оставил их и был рукоположен архиепископом Петром Александрийским в сан диакона.
Обнаружив, что Арий продолжает связь с мелитианами, Петр отлучил его от Церкви. После смерти Петра Арий либо раскаялся в своих заблуждениях, либо вошел в доверие к преемнику Петра Ахиллу, который снял с него анафему и рукоположил в александрийские пресвитеры. Арий надеялся занять место епископа Ахилла после его смерти, но не получил этой должности — вместо него был избран Александр.
Суть учения Ария заключается в том, что Бог-Сын имеет природу сотворенную, а не единосущную с Богом: Сын не "рожден" Богом, "им же вся быша", но сотворен Его волением. Тварность Христа, которую проповедовал Арий, подразумевает Его изменяемость, способность к выбору зла. Чтобы спасти людей, Христос должен быть "одним из нас", одним из тех, кто одной с Ним природы, был убежден священник.
Святой Александр Александрийский, которому донесли на Ария, сначала не принял эти обвинения всерьез, посчитав, что этот вопрос можно решить в Церкви путем публичных диспутов. Но после того как Арий не внял приказу прекратить свое лжеучение, Александр созвал Собор с участием около ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя (320-321) и отлучил от Церкви Ария и его сторонников.
Тогда опальный священник обратился к своим приверженцам. Его поддержали Евсевий Никомидийский, его товарищ по Лукиановой школе, близкий ко двору императора, и некоторые другие епископы. Император Константин с целью примирить стороны отправил в Александрию епископа Осию. Осии не удалось выполнить миротворческую миссию, но он понял, что спор между Арием и Александром очень серьезен, так как касается не каких-то деталей религиозного культа, а самой сути христианской веры.
Для разрешения спора был созван ПервыйНикейскийвселенскийсобор,которыйсобрал318священников.Председательствовал на нем Антиохийский патриарх Евстафий. Заседания, проходившие в одной из палат императорского дворца, продолжались с 19 июня по 25 августа 325 года. Никейский собор осудил Ария за сопротивление признавать Иисуса Христа единосущным Богу-Отцу, а его учение причислил к ересям, после чего принял решение сослать священника.
"Сам Арий остался в своих мнениях непреклонным; но так как оставлять его без применения к нему каких либо мер взыскания значило бы открывать новое поле к возмущениям и волнениям, то его присудили к низложению и заточению в Иллирию; сочинения его повелено было предать огню, и всем, кто обличен будет в их утайке и тайном хранении, угрожала смертная казнь. Сторонникам Ария, которые решились бы и после рассуждений защищать учение своего ересиарха, тоже угрожала, по определению императора, ссылка в заточение", — сообщал епископ Иоанн Аксайский.
"Для Ария, близкого к христианскому гностицизму, утверждение, что Отец-Создатель мира и Сын-Логос неединосущны, было равносильно утверждению, что церковь, притязавшая на то, что ее сила основывается на Иисусе, является мирской властью, а не эманацией божественной воли и не выразительницей власти высшего порядка", — пишет автор французской энциклопедии "Христианство: догмы и ереси" Тристан Аннаньель.
Тем не менее у арианства были сторонники, в том числе, и в высших кругах империи. В 328 году под влиянием сестры императора Константина Великого Констанции Арий и его приверженцы были возвращены из ссылки. Перед смертью Констанция поручила брата своему духовнику-арианину, которому удалось внушить императору, что Aрий осужден несправедливо, так как проповедует согласно Никейскому символу веры, то есть догмату о единосущности Отца и Сына.
Ария позвали в Константинополь в 336 году и разрешили явиться в Александрию. По возвращении он покаялся перед Константином и дал ложную клятву в том, что покончил со своими заблуждениями. Обманутый им Константин велел епископу Александру принять Ария в Церковь. В этом же году прославившийся своим отступничеством Арий умер, но его последователи считают, что их учитель был умерщвлен противниками.
Афанасий Александрийский в послании к брату Серапиону так описывал смерть Ария: "Много суесловив, идет он в отхожее место для удовлетворения естественной нужды и внезапно, по Писанию, 'и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его' (Деян. 1,18), немедленно упав, испускает дух, лишается вдруг и того и другого, и общения с Церковью и жизни".
Арианство просуществовало еще некоторое время после смерти своего основателя. Готы, завоевавшие Испанию, часть Италии и северную Африку, стали арианами. Они давали отпор ортодоксальному христианству до тех пор, пока ислам не покончил с этим расколом.
Читайте все статьи из серии "Основатели учений":
Основатели учений в реальности: Конфуций
Основатели учений в реальности: Моисей
Основатели учений в реальности: Лютер
Основатели учений в реальности: Лойола
Основатели учений в реальности: Руми
Основатели учений в реальности: Августин
Основатели учений в реальности: загадка Лао Цзы
Основатели учений в реальности: апостол Павел
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.