Сегодняшнее активное хождение Церкви "в народ" самим народом воспринимается часто негативно. Про батюшку, помогающего заключенным, наркоманам, бездомным, обязательно скажут, что он "пиарится" или "отрабатывает бабло". Недавний православный показ мод многие назвали "поповским наступлением на женскую красоту". В общем, народ, видя социальные инициативы Церкви, советует священникам "заняться делом". Например, обличать чиновников-взяточников или анафематствовать олигархов. Другое дело, нужно ли это делать самой Церкви.
Священники во время проповедей нередко повторяют: "Мы отвечаем только за свои грехи. За чужие мы не в ответе". Точно так же со взяточниками. Если хочешь бороться с каким-то грехом, начни с себя.
Не так давно саратовскому священнику Анатолию Конькову задали животрепещущий вопрос: "Батюшка, скажите, как относиться ко взяткам?" В некоторых областях это норма. В качестве примера привели медицину. Чтобы твоего близкого вылечили, нужно делать денежные подарки половине больницы. Расценки на подарки известны всем, для многих это норма. Но человек, задавший вопрос священнику, смиряться с этим уже не мог.
Отец Анатолий ответил, что нужно относиться ко взяткам как к греху. "Мздоимство, осуждаемое еще в библейские времена, осуждается и сейчас. Всякое действие мы должны сообразовывать со Священным Писанием. Господь о мздоимцах говорит с осуждением: "Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия" (Притчи 17, 23); "Сыновья его [Самуила] не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки" (Первая книга Царств. 8, 3); "Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою" (Книга пророка Исайи 1, 23)". Но грешны не только медик или гаишник, которые берут взятки. Одинаково совершают грех родственник пациента и автовладелец. "Грешит не только тот, кто берет. Виновен и дающий, который провоцирует берущего. К сожалению, реалии таковы, что без взятки, подарка, услуги за услугу сегодня многим трудно прожить. Но поверьте, тяжело лишь тем, кто к этому привык", — цитирует священника саратовский портал "Православие и современность".
Церковь — часть российского общества. Так же, как и все общество, она озабочена темой коррупции. В том числе, и в высших кругах. Озабочена не в том смысле, что стоит в стороне, и не в том, что анафематствует мздоимцев направо и налево. Закрывать глаза на грех преступно, поэтому с амвонов идет обличение грехов. Именно грехов, а не конкретных грешников. Взяткодатели, мздоимцы любого ранга и звания рано или поздно будут пойманы за руку и понесут наказание. Дело Церкви — не обличать преступников, а принимать от них искреннее покаяние и помогать исправиться. Если, конечно, сами согрешившие захотят исправиться.
Теперь об исправлении. Точнее, о том, как, по мнению некоторых, батюшки "пиарятся" тюремным служением. В обществе, где даже просто искренняя любовь к ближнему — большая редкость, о любви к преступникам не может быть и речи. Священник, который беседует с приговоренным пожизненно, сегодня вызывает сочувствие. Скорее всего, он заслужит обвинение в "пиаре", "отрабатывании денег ФСИН" или психологическом терроре. По мнению некоторых людей, "возиться" с "пожизненниками" вообще не стоит. Пусть скажут спасибо, что их еще в живых оставили… В общем, тюремное служение воспринимается обществом часто как удобная синекура.
Но это у тех, кто сам ни разу не переступал порога исправительного учреждения. Находиться в тюрьме трудно не только заключенному, но и любому человеку.
Старший священник Бутырского следственного изолятора, иерей Константин Кобелев в интервью порталу "Православие и мир" рассказал о "синекуре" тюремного служения. Исправительное учреждение, лишенное духовности, только калечит. Кроме внутреннего устава, в тюрьме существуют свои негласные законы, регламентирующие поведение заключенных. Карательные меры, предусмотренные тюремными "понятиями", отличаются от устава так же, как день от ночи. Если устав карает карцером, то "понятия" — смертью.
Читайте также: ПыЖы. Где томятся евсюковы?
Отец Константин говорит, что "человек должен встретить в тюрьме Человека": "Я не говорю, что это должен быть только батюшка. В советское время это были воспитатели, или, может быть, врач, или даже просто сокамерник. Заключенный где-то должен встретиться с человеческим отношением к себе. Человеку без помощи невозможно психологически правильно сориентироваться в тюрьме. Он только травмируется. Когда действует просто карательная система, которая карает человека за что-то, тем более, если человека наказывают несправедливо — какое там покаяние, у него только озлобление будет нарастать в душе".
Но "зона" — это тоже часть общества. А нынешнее общество, увы, лишено милосердия. Психологическое напряжение, равнодушие, озлобленность, замыкаясь в стенах камеры, рождают не милосердие, а жестокость. Чтобы эта жестокость не переросла в беспредел, и существуют "понятия". Тюремный священник, если хочет, чтобы паства его приняла, должен проникнуться ее жизнью. Психологически это очень тяжело. Тем более, что в последнее время "понятия" стали уходить в прошлое, и в камерах нередок именно беспредел. Неподготовленный священник, если попадет в эти условия, просто сломается. Где уж тут говорить о евангельской любви… Вот такая тюремная "синекура". А если в СИЗО и колониях не будет священников, то вряд ли эти учреждения будут способствовать исправлению заключенных преступников.
Возвратимся к анафемам. Совсем недавно публицист Виктор Милитарев принял участие в обсуждении темы "Почему Церковь не предаст анафеме взяточников и казнокрадов?". Обсуждение велось на медийной площадке "Комсомольской правды". Когда зашел вопрос об анафемах, то есть о наказаниях, публицист высказал серьезные опасения, что благодаря таким анафемам Россия получит безответственных учителей, младостарцев. Изобилие таких младостарцев окончательно оттолкнет общество от Церкви, своего духовного наставника. "Церковь имеет функции учительства, она никогда не будет призывать к тому, к чему могут склонять политики — например, посадить олигархов на соседнюю шконку с Ходорковским. Но Церковь будет призывать их поделиться с народом, быть социально ответственными", — сказал Виктор Милитарев. Роль Церкви — не наказывать, а наставлять. Своим примером. "Если люди увидят, что благодаря деятельности церкви снижается количество разводов, абортов, повышается уровень благотворительности, возникает огромное количество добровольцев, включая монахов, которые помогают больным и бедным, то все поймут, что, даже если ты сам неверующий, мы для тебя полезны. Когда ждать? В ближайшие три-четыре года", — сказал Милитарев.
Церковь, когда занимается социальной деятельностью, лечит язвы российского общества, доходит до таких больных участков, до которых государство не может добраться. Епископ Смоленский Пантелеймон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, объяснил газете "Ведомости", почему так происходит. Церковь помогает каждому конкретному обездоленному: "Социальное служение Церкви основано на оказании адресной помощи конкретному человеку. В этом наше принципиальное отличие от государственной социальной политики, которая во многом лишена гибкости и основана на жестких правилах. Поэтому во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт, которым не располагают государственные учреждения". Далее владыка, пояснил, в каких социальных группах работает синодальный отдел: бездомные, сироты, больные люди, в том числе, неизлечимые, заключенные, наркоманы, алкоголики. Проблемы общества с каждым годом множатся, как на дрожжах. "Нужно создавать центры поддержки семьи, нужны центры по усыновлению детей. Не хватает в России и центров для реабилитации бездомных, хосписов для неонкологических больных, детских хосписов", — сказал владыка Пантелеймон. Много проблем, много работы. И очень мало времени. Вот и ответ на вопрос насчет анафем олигархам, взяточникам и казнокрадам.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.