Иоанн, или Ян, Лейденский был главой и королем Мюнстерской коммуны анабаптистов, своеобразным коммунистическим экспериментом Средневековья. Этот религиозный реформатор оставил след в истории своими кровавыми деяниями, отменой денег и введением многоженства в городской коммуне, которая послужила предтечей сексуальной революции и движения хиппи.
Вождь, позже король мюнстерских анабаптистов Иоанн, или Ян, Лейденский (Johann von Leiden (Leyden) или Jan van Leiden), настоящее имя которого читалось либо Ян Бойкельсзон (Jan Beuckelszoon или Beukelszoon), либо Иоганн Бокельзон (Johann Bockelson или Bokelson) родился 2 февраля 1509 года недалеко от нидерландского города Лейдена.
Ян явился на свет плодом адюльтера между деревенским старостой по имени Бойкель (Beukel Gerritsz) и служанкой Алеке, или Алит, Бокель (Aleke или Alit Bockel), на которой его отец женился после смерти своей жены. Будущий лидер Мюнстерской коммуны анабаптистов обучался ремеслу портного и работал во Фландрии и Англии. По возвращении в родной город, он женился на вдове шкипера, от которой прижил двоих детей. В качестве купца он разъезжал по торговым делам от Любека до Лиссабона.
Торговля, правда, принесла больше убытков, нежели дохода. В результате он окончательно осел в Лейдене, поселившись в доме недалеко от моста святого Яна, и сделался владельцем постоялого двора, представлявшего собой гибрид трактира и публичного дома. Яна, по-видимому, одолевала страсть к искусству, и он примерил на себя роль мейстерзингера, поэта-любителя и непрофессионального актера, принимая участие в городских карнавалах и празднествах.
В 1533 году Ян Лейденский познакомился с выдающимся анабаптистом XVI столетия Яном Маттисом (Jan Matthys), от которого принял крещение в Амстердаме. Анабаптистами называли тех христиан, которые считали недействительным свое крещение в неразумном младенческом возрасте и стремились заново креститься в соответствии со своими представлениями о библейском учении. Однако подлинный интерес к учению анабаптистов у Яна Лейденского возник после посещения города Мюнстера, находящегося на северо-западе Германии, где он впервые услышал проповедь Бернда Ротмана (Bernd Rothmann), главного идеолога Мюнстерской коммуны (названной "Новым Иерусалимом").
Мюнстерские анабаптисты принадлежали к радикальному нидерландскому движению мельхиоритов. Названных так по имени духовидца Мельхиора Хофмана, который повторно крестился в Страсбурге в 1530 году и крестил тысячи людей в Германии и Голландии. Апокалипсически-хилиастический тон его посланий попадал здесь на благодатную почву. Социально-экономическое положение, а также жесточайшие гонения, которым подвергались со всех сторон его последователи, были дополнительным стимулом для появления воззрений о тысячелетнем царстве, в котором крещенные будут жить общинной жизнью.
После того как Хофмана предали суду и посадили, во главе движения встал один из обращенных Хофманом — Ян Маттис, пекарь из Гарлема. Он провозгласил себя пророком Енохом, который, по предсказанию Хофмана, должен был объявиться накануне второго пришествия Христа.
Ян Маттис послал своего тезку Яна из Лейдена в качестве апостола (от греческого слова "посол", "посланник") в Мюнстер, чтобы он поддержал движение тамошних анабаптистов. Вскоре Ян Лейденский вместе с Маттисом возглавил городскую коммуну, поскольку анабаптистам удалось завоевать большинство в городском совете и превратить Мюнстер в один из оплотов своего движения. Католики и евангелисты, которые отвергли перекрещивание, были изгнаны за пределы городских стен. Маттис объявил, что ему было видение, что Мюнстер станет Новым Иерусалимом.
28 февраля 1534 года войска изгнанного из города епископа Франца фон Вальдека при поддержке ландскнехтов ландграфа Филиппа Гессенского осадили город Мюнстер. Когда 4 апреля 1534 года во время вылазки на лагерь осаждавших Ян Маттис был убит, Иоганн стал править единолично и совершенно потерял всякое чувство меры. Он принял королевский титул под именем Иоанна I, окружил свою персону великолепным двором и создал "Королевство Сион".
Опираясь на "12 апостолов", составлявших совет его при монаршей особе, а также на штатгальтера и палача Бернда Книппердоллинга и своего "рейхсканцлера" Генриха Крехтинга, Ян Лейденский топил в крови любую попытку сопротивления. В ожидании грядущего Конца Света, он приказал сжечь все книги вплоть до Библии, отменил деньги и ввел имущественную общность. Нарушение Десяти Заповедей каралось смертной казнью.
Несмотря на протесты собственных соратников, он ввел по примеру ветхозаветных патриархов полигинию (многоженство). У Яна Лейденского было 17 жен. Одну из них, Елизавету Вандшерер, он собственноручно обезглавил во время народного собрания на рыночной площади только за то, что она хотела от него уйти. Солидные историки вполне справедливо сомневаются в исторической достоверности этих и других преданий, ведь церковные и светские власти стали распространять их после своей победы над движением анабаптистов.
В ночь с 24 на 25 июня 1535 года наемные войска епископа и ландграфа Филиппа Гессенского благодаря предательству сумели ворваться в Мюнстер. После ожесточенных уличных боев анабаптисты были рассеяны. 22 января Ян Лейденский, Бернд Книппердоллинг и Бернд Крехтинг, которые не пожелали отречься от своих еретических взглядов и вернуться в лоно истинной Церкви, были преданы мучительной казни.
Их разорванные раскаленными щипцами тела сначала обезглавили, а затем для устрашения повесили в железных клетях на стену башни святого Ламберта, находящейся на рыночной площади Принципальмаркт города Мюнстера. Последние останки казненных можно было увидеть еще в 1585 году. Подлинные железные клетки, отреставрированные в 1945 году, и поныне висят на башенной стене.
В серии "Великие реформаторы" читайте также:
Великие реформаторы в реальности: Ориген
Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.