На сороковой день после Пасхи христиане всего мира празднуют Вознесение Господне, один из двенадцати важнейших церковных праздников года. В этот день верующие вспоминают событие, описанное в новозаветной книге Апостольских Деяний, когда воскресший Господь Иисус Христос на глазах апостолов и Своей Пречистой Матери во плоти вознесся от земли на небо.
"Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" — так описывается это событие в книге Деяний.
Этому событию, как повествует Евангелие, предшествовали сорок дней после Воскресения Христова, когда Господь неоднократно являлся апостолам. На сороковой день Спаситель пообещал вскоре ниспослать в мир Святого Духа, после чего вывел учеников из Иерусалима на гору и, благословляя их, стал возноситься на небо, пока не исчез в облаке.
Казалось бы, Вознесение — праздник разлуки Христа с Его учениками. Господь и Учитель покидает землю и возносится на небо, но в то же время проводившие Его ученики возвращаются в Иерусалим, как повествует святой апостол и евангелист Лука, "с великой радостью". Почему же Вознесение — радостная разлука?
В праздничных православных песнопениях Церковь напоминает своим чадам, что, вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе", — говорит Господь в Евангелии, и эти слова относятся и к Его восхождению на Крест, и к вознесению на небеса.
Как сказано в кондаке праздника, Господь Иисус Христос, к Которому обращены слова молитвы, Своим вознесением исполнил Божественный Промысл и тех, кто на земле, соединил с теми, кто на небе. Этот праздник — выражение надежды на то, что отныне всем людям, верующим во Христа, открыт путь на небо, куда Христос первым вознес искупленную и восстановленную человеческую природу.
Следующие слова кондака звучат для верующих еще более оптимистично: "…Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: "Аз есмь с вами и никто же на вы". То есть, согласно учению Церкви, в Своем Вознесении Господь Иисус Христос не оставил апостолов вместе с ними весь человеческий род, но, напротив, пребывает со всеми любящими Его неотступно, и потому им не грозят никакие беды и противники — ведь с ними Бог.
Согласно церковному преданию, Вознесение произошло на Масличной, или Елеонской, горе близ Иерусалима. В наши дни паломникам в Иерусалим на этом месте показывают отпечаток на камне, утверждая, что это след Христовой стопы, оставшийся после Вознесения.
Празднику Вознесения Господня посвящено множество храмов и монастырей, например знаменитая Вознесенская церковь в Коломенском — первый в России каменный шатровый храм, шедевр мировой архитектуры. Не менее известен и московский храм "Большое Вознесение" у Никитских ворот, где венчался Александр Сергеевич Пушкин с Натальей Гончаровой. Родился великий русский поэт также в день праздника Вознесения.
По соседству с "Большим Вознесением" на Большой Никитской улице в Москве находится и "Вознесение Малое" — храм, куда верующие приходят молиться о поиске супруга и благополучии брака, потому что в этом храме находится чтимая икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей мощей святых.
Одним из первых московских монастырей стал основанный в XIV Вознесенский женский монастырь, находившийся на территории Кремля. На протяжении столетий он служил усыпальницей для женщин царского рода. В 1929 году все строения обители были уничтожены при помощи динамита, а на этом месте было построено здание, в котором работал Президиум Верховного Совета СССР. В наши дни на могилах великих княгинь в памятные дни совершаются литии.
Одна из старейших церквей Екатеринбурга, заложенная в 1770 году и построенная в стиле позднего барокко, также посвящена празднику Вознесения Господня. Старинные монастыри, главным праздником которых является Вознесение Господне, сохранились до наших дней и были возрождены в Тамбове, Иркутске, Нижнем Новгороде. В Чеховском районе Подмосковья, неподалеку от села Талеж, действует Свято-Вознесенская Давидова пустынь, известная своими чудотворными источниками. Множество паломников приезжает сюда в надежде получить исцеление.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.