В Русской Церкви предлагают запретить ночную продажу пива

Еще и пива Церкви не простят

За последние несколько месяцев представителями Русской православной церкви был внесен целый ряд предложений по искоренению пороков в обществе. Вызывающе одетым женщинам предложили соблюдать дресс-код, молодежь призвали отказаться от посещения порносайтов в интернете и интим-магазинов. Теперь очередь дошла до пива, которое сравнили с наркотиками.

"Торговец наркотиками должен сидеть в тюрьме, но этого мало. Любое употребление наркотических веществ должно быть вне закона. Сегодня ограничивается торговля алкоголем, но этого мало. Палатки с пивом, особенно торгующие поздно вечером и ночью, должны быть вне закона", — заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в понедельник на "круглом столе" в Общественной палате РФ, посвященном роли молодежи в формировании новой повестки национальной политики.

По мнению главы Синодального отдела, "бизнесмены" от наркоторговли, проституции, педофилии, порнографии должны получать долгие сроки и лишаться всего имущества, включая жилье — пусть переселяются в общежития".

За каждым "запретительным" предложением следовала бурная волна возмущения. Люди, настроенные антиклерикально или даже не очень антиклерикально, выражали опасения, что Церковь сможет запретить им те или иные удовольствия и превратить российскую жизнь в один большой монастырь. Конечно, эти опасения несколько странны: разве Церковь имеет власть что-то запрещать? Все призывы со стороны священнослужителей носят чисто нравоучительный, рекомендательный характер — в светском государстве Церковь может лишь призывать россиян отказаться от греховных с ее точки зрения поступков, а не запрещать их законодательно.

Читайте также: Дресс-код для всех — предложения от Церкви

Если кричаще-сексуальную одежду на женщинах, порносайты и прочую секс-индустрию многие в нашем обществе не одобряют и готовы поддержать Церковь в этом вопросе, то в ситуации с пивом картина иная. Согласно данным социологических опросов, пиво регулярно употребляют больше половины россиян — около 60 процентов. А если разделить любителей напитков по признаку пола, то окажется, что пиво пьют 75 процентов мужчин и около 40 процентов женщин. Большинство их находится в возрасте между 25 и 45 годами. В том числе, около трети любителей пива пьет любимый напиток не менее раза в неделю.

Фото: AP

Больше всего пива в России потребляют в Уральском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Средний показатель потребления пива на душу населения в год — около80 литров — является одним из самых высоких в мире. Тем не менее, некоторые европейские страны в этом деле нас обогнали — в Чехии, Германии и Ирландии этот показатель составляет более 100 литров пива в год.

В Средние века производством пива в Европе заведовали монастыри, принадлежащие бенедиктинцам, августинцам, францисканцам. Кроме того, пиво считалось у монахов постным напитком, поскольку оно имеет растительное происхождение и поддерживает силы. У славян ту же роль выполнял безалкогольный квас, но в Западной Европе о нем не знали. Бельгийское аббатство монахов-траппистов варит свое знаменитое пиво и по сей день, но попробовать его можно только в монастырских стенах — этот сорт пива долго не хранится.

Читайте также: Чем почтить память святого Патрика

Наверное, если бы производством пива занялся какой-либо из православных монастырей России, то в ответ на это следовало бы ожидать гораздо более сильной антиклерикальной реакции, чем на предложение о запрете продажи пива в ночных палатках. Если "кагор монастырский" давно воспринимается как что-то привычное, то на появление "православного монастырского пива" общественность непременно бы отреагировала возгласами: "Попы спаивают народ!"

Православная Церковь не запрещает употребление алкоголя в приниципе, а считает грехом только злоупотребление им. По Типикону, Великим постом вино, пиво и другие алкогольные напитки можно пить в субботу и воскресенье.  Мера вина в православном уставе о трапезе, написанном для монахов, оговаривается весьма четко: от одной до трех красовуль, то есть чаш. Также в Типиконе отмечено, что «похвала монаху, еже не пити вина», то есть, воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально.

Ради борьбы с алкоголизмом в России, который не так редко начинается с регулярного употребления пива, в 2009 году Русской православной церковью был создан Антиалкогольный комитет во главе с наместником московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Тем не менее, действующих и эффективных церковных проектов по реабилитации алкоголиков пока еще очень мало. Одной из групп, в которой алкоголики успешно проходят реабилитацию, руководит библиотекарь Свято-Данилова монастыря монастыря в Москве игумен Иона (Займовский). Но эту методику, несмотря на ее эффективность, опасаются широко воспроизводить в епархиях — ее считают недостаточно традиционной для православия из-за того, что многое в ней было заимствовано у протестантов.

Уточнения

Пи́во — слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. == Литература == Риссанен М., Тахванайнен Ю. История пива: От монастырей до спортбаров = Mika Rissanen, Juha Tahvanainen «Kuohuvaa Historiaa: Tarinoita tuopin takaa». — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 274 с. — ISBN 978-5-9614-5529-8. В. В. Похлёбкин. История водки (IX—XX вв.). — М.: Интер-Версо, 1991. — 288 с. — ISBN 5-85-217-012-7. Петроченков А. Пиво. — Москва: BBPG, 2013. — ISBN 978-5-9367-9176-5.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить