На прошлой неделе Священным Синодом Русской православной церкви был принят ряд важных административных и кадровых решений, призванных активизировать церковную жизнь. На месте бывшей Ставропольской епархии было учреждено несколько новых северокавказских епархий. Глава отдела по церковной благотворительности из викарного епископа Москвы стал правящим архиереем Смоленской епархии.
Своим мнением о том, к чему должны привести кадровые перестановки в Русской Церкви, с "Правдой.Ру" поделился политолог Виктор Милитарев:
— Центральное в кадровых перестановках, которые произвел Святейший на последнем заседании Синода — это введение новой практики перевода викарных епископов, являющихся по совместительству главами синодальных отделов, на должности епархиальных архиереев с сохранением должности руководителей отделов. Владыка Пантелеимон (Шатов) поехал в Смоленск, на любимую нашим Патриархом смоленскую кафедру, где Патриарх 20 лет служил, а владыка Кирилл Павлово-Посадский поехал в Ставрополь.
Ставропольское назначение мне кажется очень принципиальным, потому что владыка Кирилл является руководителем синодального отдела по делам казачества. И теперь Святейший своего "министра" по делам казачества делает одновременно епископом, то есть по церковным меркам, "губернатором" казачьего края. Синодальная работа с казачеством переносится на казачью территорию. Я считаю это серьезным началом работы Русской Православной Церкви среди казаков.
Назначение владыки Пантелеимона (Шатова) на смоленскую кафедру мне тоже кажется знаковым, очень в манере нашего Патриарха. Святейший осторожно подает нам знак, что направление работы владыки Пантелеимона, то есть благотворительная деятельность Церкви, он считает базовым направлением общественной работы, что и отмечает назначением "министра" церковной благотворительности на смоленскую епархию.
Я думаю, что дальше в этой области будут очень серьезные движения, будет взаимодействие комиссии по делам монашества, которую возглавляет владыка Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры, и Синодального отдела по делам благотворительности, который возглавляет владыка Пантелеимон. Уже несколько лет ходят серьезные слухи, что в окружении Святейшего рассматривается вопрос о создании так называемых монастырей социального служения. Например, в военных госпиталям довольно много раненых военнослужащих, за которыми надо ухаживать. А монахов у нас гораздо больше, чем тех молитвенников, которые могут ограничивать свое служение лишь Иисусовой молитвой и богослужениями. Поэтому привлечение нашего монашества к благотворительной работе, прежде всего в больницах и госпиталях, возможно еще к работе со стариками, мне кажется очень перспективным направлением.
Можно долго говорить о синодальных назначениях, но мне кажется, что главные назначения — это назначения владыки Пантелеимона и владыки Кирилла, и возможно, окончательное формирование патриаршей комиссии по делам церковных приютов. Эту комиссию, которая была создана владыкой Меркурием при его отделе религиозного образования и катехизации, преобразовали в комиссию при Патриархе. Деятельность по попечению над церковными приютами обозначена как базовая, по ее уставу в ней участвуют представители четырех или пяти церковных отделов. То, что ей будет руководить управляющий делами Патриарха владыка Варсонофий Саранский, а его заместителями будут владыка Пантелеимон и владыка Меркурий, говорит, что это направление будет на пересечении основных видов деятельности Патриархии.
Что касается Феофана (Ашуркова), бывшего владыки ставропольского, а ныне челябинского, я думаю, продемонстрировано высочайшее неудовольствие его многолетней работой. Мне недавно звонил один видный церковно-общественный деятель и сказал, что это лучшая шутка Патриарха за два года его патриаршества. Во-первых, Ставропольская епархия расформирована. Конечно, пока вновь созданные Пятигорская и Владикавказская епархии пока, по сути, остаются викариатами Ставропольской епархии, но работа с Северным Кавказом выделяется в отдельное направление, даже Дагестан выделен из Бакинской епархии и введен во Владикавказскую. Раньше всей этой работой занимался один владыка Феофан, и его работа признана, как я понимаю, неудовлетворительной. И скорее всего, Святейший припомнил владыке Феофану его не совсем корректное поведение перед собором, на котором тогда еще митрополит Кирилл был избран Патриархом. Тогда владыка Феофан во время выборов делегатов Поместного собора от духовных учебных заведений своим волевым характером произвел переворот на этом совещании и добился назначения своих людей в делегаты Собора. Это было не очень красиво. Я полагаю, что деятельного покаяния со стороны владыки Феофана не последовало, и из солнечного Ставрополя он отправлен в угрюмый индустриальный Челябинск. Это, на мой взгляд, очевидный знак патриаршего неблаговоления. Владыка Феофан привык при прежних первоиерархах работать в Отделе внешних церковных связей, заниматься международными делами, за что у него среди церковной общественности даже существует не совсем почтительное прозвище "Фофан Сингапурский". И Ставрополь был для него понижением. Теперь же он окончательно отправлен на дальнюю холодную епархию.
Я считаю, что эти назначения не последние и следующий Синод будет дальше решать кадровые вопросы.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Фото с официального сайта Московского Патриархата
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.