Согласно православному учению, грех — это не просто юридическое понятие, а опасен он не только тем, что за него грозит воздаяние после смерти. Грех — это то, что отравляет жизнь уже здесь и сейчас. О том, почему от грехов лучше избавиться, в интервью "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.
— Отец Никанор, каким образом грехи мешают человеку? Они препятствуют только благополучию его загробной участи — мешают пройти мытарства, не позволят дать добрый ответ на Страшном Суде? А чем грехи мешают в этой, земной жизни? Почему жить во грехе — плохо?
— Грехи закрывают нашу душу от Бога, делают для нас невозможной жизнь во Христе. Святитель Димитрий Ростовский, повторяя мысли древних Отцов, пишет, что как для тела жизнь есть душа, так для души жизнь — Бог. И если смерть тела — это его разлучение с душой, то смерть души — это ее разлучение с Богом. Потому грех — это не просто юридическое понятие, нарушение того или иного правила, кем-то извне нам данного. Грех — это духовное самоубийство.
И жить во грехе плохо в первую очередь потому, что это никакая не жизнь, а смерть. Смерть души. Внешне человек может казаться здоровым и благополучным, а внутри себя носить разлагающийся труп. Полноценно ли такое существование? Конечно же, нет.
И все это не может не сказываться и на внешних жизненных обстоятельствах, поскольку они всегда являются отражением нашего внутреннего состояния. Если вокруг нас начинает происходить "что-то не то" — значит, нам в первую очередь надо заглянуть в себя: что не так в нас самих. Если нам кажется, что "Бог нас оставил" — значит, это повод задуматься, чем же мы сами изгнали Его из нашей души и из нашей жизни.
И таинство исповеди очень может помочь нам в этом разобраться.
Читайте также: Как получить отпущение грехов
— Расскажите, пожалуйста, что происходит в таинстве исповеди? Над человеком читают разрешительную молитву, и считается, что после этого его грехи прощены. В каких случаях они прощаются? А в каких не прощаются?
— В таинстве исповеди человеку прощаются те грехи, в которых он искренне кается. Господь, принимая наше покаяние, очищает нас от духовной скверны. Его спасительная благодать врачует нашу душу от тех ран, которые мы нанесли ей своими дурными поступками, словами, мыслями, чувствами. И дает нам силы бороться с нашими страстями и похотями.
Очень важно, что в таинстве исповеди мы каемся Богу в наших грехах, называя их вслух, причем при свидетеле, в качестве которого выступает священник.Этопомогаетнамрастождествитьсясгрехом,придаетрешимостьотвергнутьегоибольшекнемуневозвращаться.Другимисловами, наша исповедь становится именно покаянием — по-гречески "метаниа" — "переменой ума", то есть изменением сознания. Мы осознанно и твердо отказываемся от того, что отделяет нас от Христа. И уже Бог, а не страсти, становится главным содержанием нашей внутренней жизни.
В первые века христианства исповедь вообще была публичной, то есть совершалась при всей церковной общине. В качестве свидетелей приносимого Богу покаяния выступали не только пастыри, но и все прихожане. Со временем, однако, по снисхождению к человеческой немощи, Церковь перешла на привычную нам форму исповеди. При этом сам принцип остался неизменным: исповедуемся мы Самому Богу, но при свидетеле.
Конечно же, бывает и такое, что некоторые грехи нам не прощаются, несмотря на прочтение разрешительной молитвы. Это происходит потому, что совершителем таинства является Сам Бог, священник же — просто посредник. Преп. Симеон Новый Богослов говорит, что случается, когда человек на земле произносит "прощаю и разрешаю", а Бог на Небесах произносит "не прощаю и не разрешаю". В каких случаях такое может произойти? Существует древняя пословица: "Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного". То есть если нам какой-то грех не был отпущен Богом — значит, мы пока по-настоящему в нем не раскаялись. Еще не растождествились с ним, не отвергли его всей душой, не приобрели решимость больше не возвращаться к нему. Другими словами, в нас не произошло "перемены ума", и вместо исповеди имело место простое холодное перечисление грехов.
Также таинство покаяния оказывается не действенным, если мы сознательно утаиваем на исповеди какие-то грехи. Тогда даже те грехи, что мы назвали, остаются непрощенными. Поскольку имеет место профанация таинства.
— После исповеди человек не всегда чувствует душевный мир и радость. Иногда, напротив, он впадает в большее уныние. Почему так?
— Далеко не всегда оправдано судить о духовном на основании своих субъективных ощущений: мира, радости или, наоборот, уныния. Ведь они могут иметь чисто душевные, то есть психологические, эмоциональные причины, причем весьма многообразные. Подобные вещи — весьма ненадежный критерий. Хотя, конечно же, когда в нас по-настоящему происходит "перемена ума", это сопровождается и миром, и радостью, сквозь слезы облегчающего душу покаянного плача. Если же мы отходим от аналоя с унынием, с камнем на сердце, это может означать, что какой-то грех для нас все еще сохраняет привлекательность, что мы не готовы пока пожертвовать им ради жизни со Христом. Но, повторюсь, далеко не всякая радость и далеко не всякие слезы на исповеди или во время молитвы бывают подлинными. Это могут быть просто эмоции, а не настоящая "перемена ума".
Читайте самое интересное в рубрике "
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.