Детей в израильских школах разделяют заборами

Религиозный апартеид в школах Израиля

В учебных заведениях Израиля все чаще детей разного происхождения и степени религиозности разделяют в прямом смысле слова — стальными клетками-заборами, деревянными перегородками, непроницаемыми занавесями. Удивительнее всего, что этот "школьный апартеид" устраивается между различными этническими группами евреев — религиозных и нерелигиозных.

В иерусалимском квартале Кирьят-Ювель на школьной площадке между светскими и религиозными еврейскими школами появился высокий стальной разделительный забор, призванный помешать детям из религиозных семей общаться с их не столь религиозными сверстниками. Об этом 7 марта сообщила израильская газета "Гаарец", опубликовавшая и фотографию этой "стальной клетки" для детей, как ее называют их родители.

По словам ультраордоксальных евреев (в последнее время сотни харедим переехали в Кирьят-Ювель и превратились там в довольно заметную группу), чьи дети ходят учиться в религиозную школу, которая граничит на этом дворе со светской школой "Пашош", разделительный забор установлен по их просьбе. Они не хотят, чтобы их дети общались с теми, кто не носит кипу и не обладает должной степенью религиозности. "Это создает для детей ощущение того, что они находятся в клетке, — говорит Эсти Крамер, мать ученицы из светской школы "Пашош". — Девочки гуляли и играли вместе, а теперь мы, взрослые, разделяем их, показывая, что они не могут жить вместе в одном городе одного государства". "Где же конец гетто?" — риторически вопрошает отец другой ученицы из школы "Пашош".

"Мы не окружаем учениц "Пашош" забором, мы отделяем себя от них", — говорит, в свою очередь, представитель ультраордоксальных родителей Аарон. По его словам, они в ближайшее время планируют еще и приставить к забору охрану, чтобы дети не могли даже видеть друг друга.

Подобные ситуации возникают в школах Израиля уже не в первый раз, и каждый раз речь идет о "раздельном существовании" (в ЮАР это называлось "апартеид") разных — религиозных и нерелигиозных — групп евреев.

Фото: AP

6 августа 2009 года Верховный суд Израиля постановил прекратить дискриминацию учеников в школе "Бейт Яаков" в поселении Эммануэль близ города Самария. Уже не первый год на эту школу поступают жалобы от родителей учениц о том, что там введено раздельное обучение для девочек ашкеназского и сефардского происхождения. (Речь идет о двух крупных этнографических группах евреев: ашкеназы — евреи из США и Европы, сефарды — из ближневосточных мусульманских стран. В Эммануэле ашкеназы — хасиды, ультрарелигиозные евреи, а сефарды — сравнительно светские израильтяне.) Классы в школе перегорожены тонкой перегородкой так, чтобы с одной стороны от нее находились ашкеназки, а с другой — сефардки. Кроме того, руководством школы сделано все, чтобы изолировать девочек разного происхождения друг от друга даже вне занятий. В школу они входят через разные входы, а в школьном дворе разделены матерчатыми занавесями.

Впрочем, руководство школы отказывается подчиниться Верховному суду, опираясь на массовую поддержку в ультраортодоксальной среде. Очередное решение Верховного суда прошлой весной о необходимости отмены "школьного апартеида" привело к массовому митингу протеста в Иерусалиме 17 июня 2010 года, собравшему, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч ультраортодоксов (как отмечают местные СМИ, митинг стал крупнейшей манифестацией граждан в Израиле за последнее десятилетие). Родители многих учениц из ашкеназских семей в Эммануэле отказывались отдавать своих детей в школу, где будет отменено раздельное обучение, даже под угрозой лишения свободы из-за неуважения к решению суда. Собственно, в поддержку этих 86 родителей, отправлявшихся в тюрьму для отбывания заключения, и собрался митинг в июне прошлого года.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Влад Владимиров
Влад Владимиров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. Специализируется на международных и религиозных темах. *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить