Убийца полицейского будет канонизирован

Казненного убийцу причтут к лику святых

В Католической Церкви полным ходом идет процесс беатификации Жака Феша — преступника, казненного в 1957 году на гильотине за убийство полицейского. Перед этим во время заключения в тюрьме юноша раскаялся и обратился к Христу. Если его беатификация состоится, это станет первым прецедентом такого рода со времен евангельского "доброго разбойника", которому распятый на кресте Иисус адресовал слова: "Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43).

В конце февраля католическая епархия Парижа официально передала в Ватикан, на рассмотрение Конгрегации по канонизации святых, досье о беатификации (причислении к лику блаженных — стадия, предшествующая в католицизме причислению к лику святых) Жака Феша, казненного на гильотине 1 октября 1957 года в парижской тюрьме в возрасте 27 лет за попытку вооруженного ограбления и убийство полицейского. Предварительное расследование о беатификации Феша было инициировано в парижской епархии еще в 1987 году по инициативе архиепископа Парижского кардинала Жана-Мари Люстиже. В 1993 году был начат официальный процесс о причислении убийцы полицейского к лику блаженных. 2 декабря 2009 года с сестрой казненного полвека назад преступника, доставленной к нему одним из высших сановников Ватикана кардиналом Анджело Комастри, встретился и беседовал папа римский Бенедикт XVI. Как видим, процессу о беатификации Жака Феша придается на Западе огромное значение. Между тем, ни его личность и биография, ни заслуги, за которые убийцу предлагается канонизировать, в России попросту не известны, и осветить их было бы весьма интересно.

Жак Феш родился 6 апреля 1930 года в семье бельгийского банкира, вырос в Париже. История его вполне типична для западного поколения молодежи 1950-х годов, которое в США (где оно ярче всего проявилось) принято называть, по их собственной декларации, "разбитым" (beat generation). Общим для него и в США, и в Европе было разочарование в ценностях современного общества и растущее отчуждение от него и от своих родителей. В США героями этого поколения стали Джером Сэлинджер с романом "Над пропастью во ржи" (1951) и киноактер Джеймс Дин в фильме "Бунтовщик без причины" (другой вариант перевода — "Бунтарь без идеала", 1955). Позже "разбитое", а точнее, даже "разочарованное" поколение 1950-х оказалось в тени более многочисленного, яркого и шумного поколения 1960-х с его "битломанией", левачеством и студенческими бунтами.

Фото: AP

Во Франции "разочарованное" поколение 1950-х было представлено в искусстве не так ярко, но герой Жан-Поля Бельмондо из нашумевшего фильма Жана Годара "На последнем дыхании" (1959) — его типичный представитель, правда сильно отличающийся от тех, что были на другом берегу Атлантического океана. Психологический мотив юношей, которые ощущали себя тогда чужими в обществе, был одинаков, но разными были методы выхода из ситуации — если в США поколение 1950-х годов замыкалось в себе, то в Европе его представители грезили об уходе в "красивую жизнь", увиденную в американских фильмах (вспомним героя Бельмондо, подражающего звезде американских "фильмов нуар" 1940-х годов Хэмфри Богарту). Собственно, сюжет фильма "На последнем дыхании" несложен: юноша, угнав машину, убивает остановившего его полицейского, все дальнейшее — уход от полицейской погони, выяснение отношений со своими подругами (которыми он особо не дорожит), ожидаемо все завершается смертью запутавшегося в своей жизни героя.

История Жака Феша во многом напоминает вышедший уже после его смерти этот культовый фильм "новой волны". Выросший в обеспеченной семье, Жак, тем не менее, не находит себе места в жизни — размолвка с родителями, в 17 лет уходит из Церкви, не заладилась и жизнь с соседской девушкой-еврейкой Пьерой Полак, с которой он вступил в 21 год в гражданский брак. Феш бросает жену с ребенком, уходит с работы в банке у отца, живет с друзьями "красивой вольной жизнью", катается на автомашинах (как герой Бельмондо). Впрочем, это ему вскоре тоже приедается. В 24 года Феш приходит к мысли о том, чтобы начать новую жизнь, отправившись на яхте в южную часть Тихого океана. Чтобы найти необходимые для этого два миллиона франков, он решает ограбить офис валютного дилера Александра Зильберштейна на улице Вивьенн в центре Парижа, неподалеку от Парижской фондовой биржи. 25 февраля 1954 года он приходит туда вечером в самый "час пик", направляет на Зильберштейна револьвер и требует открыть сейф. Забрав оттуда 330 тысяч франков и оглушив дилера двумя ударами рукояткой револьвера по голове, Феш выбегает на улицу и пытается раствориться в густой толпе. Однако это ему не удается — оглушенный, но не потерявший сознание Зильберштейн выбегает на улицу и бежит за ним, привлекая внимание людей, затем Феш сталкивается на улице с прибывшим на место преступления 35-летним офицером полиции Жаном Вернье, который требует от него сдаться, угрожая табельным оружием. Феш трижды стреляет в Вернье через плащ, держа свой револьвер в кармане. Полицейский (вдовец, в одиночку воспитывающий четырехлетнюю дочь) убит пулей в сердце. Убегая к станции метро "Ришель-Друо", Феш ранит еще одного полицейского, прежде чем его задерживают.

Произошедшее вызывает бурю негодования в обществе. Тем более, что поведение Феша на суде выглядит откровенно вызывающим — он заявляет, что не раскаивается в убийстве и жалеет разве что о том, что у него неоказалось тогда в руках автомата. Священнику в тюрьме он заявляет: "Я неверующий, не нужно беспокоиться обо мне".

Фото: AP

Адвокат Поль Бодэ, глубоко верующий католик, не терял надежды спасти Феша если не физически (убийца полицейского всегда приговаривается во Франции к смерти, и это общеизвестно), то хотя бы духовно. Первое время Феш относился к этим попыткам Бодэ с издевкой, называя его "отцом Полем" или "Торквемадой". Однако в ночь на 28 февраля 1955 года Феш пережил неожиданное потрясение. Позже он запишет в свой дневник: "Я лежал в постели с открытыми глазами, действительно переживая в первый раз в своей жизни. Крик вырвался из моей груди, обращаясь за помощью: "Боже мой". И мгновенно, как сильный ветер, который пришел неизвестно откуда, Дух Господень сошел на меня. У меня было впечатление ощущения бесконечной силы и доброты, и с того момента я верил в Бога с непоколебимым убеждением, которое уже никогда не покидало меня".

Раскаявшись, Феш примирился со своей семьей, с брошенной женой (30 сентября 1956 года он вступил в церковный брак с ней). Он стал вести в тюрьме даже более суровую жизнь, чем требовали распорядки. Он отказался от единственных радостей заключенных — сигарет и шоколада, выходил в день на прогулку лишь на полчаса. 6 апреля 1957 года он был приговорен парижским судом к смерти. Президент Рене Коти отклонил прошение о помиловании, сказав адвокату Бодэ: "Скажите вашему клиенту, что он достоин моего сочувствия и я очень хотел бы отсрочить его казнь. Но если бы я сделал это, то поставил бы в опасность жизнь других полицейских". (Франция в то время переживала всплеск насилия со стороны алжирских террористов.) Тем не менее, Коти позже признавался, что провел бессонную ночь накануне казни Феша. Сам Феш в эту ночь сделал в своем дневнике последнюю запись: "Это мой последний день — завтра я буду уже на небесах… Я жду — в душевном мире. Через пять часов я увижу Иисуса!" Утром 1 октября 1957 года он был казнен на тюремной гильотине.

На Западе часто проводят параллели между историей Жака Феша и хорошо известным эпизодом Евангелия от Луки о распятии Христа между двух разбойников: "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал… И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23: 39-41, 43). В русской православной традиции второй разбойник называется "благоразумным", в западной — "добрым" (итал. buon ladrone, франц. bon larron). Известный французский адвокат Жильбер Коллар, опубликовавший в 2003 году после нескольких лет изучения дела Жака Феша книгу о нем, так и назвал ее — "История современного доброго разбойника" (l'histoire du bon larron moderne). Аналогия, особенно для католиков, представляется тем более полной, поскольку папа римский в 590-604 годах Григорий VI Великий писал об этом разбойнике, что он был "виновен в пролитии крови". Под именем Дисмас (в Новом Завете оно не названо, но появляется в апокрифах IV-VI веков) он почитается на Западе как святой, хотя формально не был канонизирован, память его отмечается 23 марта. Его считают покровителем заключенных, ему посвящены многие тюремные храмы, в том числе и православные. Так, в 2002–2003 годах в Селидовской исправительной колонии №82 в Донецкой области был построен храм, посвященный Благоразумному разбойнику.

Иоанн Златоуст говорит в "Беседе о кресте и разбойнике": "Хочешь ли знать и другое величайшее действие креста, превосходящее всякий человеческий ум? <…> Он имел силу привлечь к Себе порочную душу разбойника. Посмотри, как могущество Его блистает с двух сторон: Он поколебал основание (земли), расторг камни, и душу разбойника, которая была бесчувственнее камня, сделал мягче воска. <…> Как врачу мы удивляемся тогда, когда видим, что он, избавив от немощи людей, одержимых неизлечимыми болезнями, возвратил им полное здоровье, так и Христу удивляйся, возлюбленный, и изумляйся, что Он, взяв людей, одержимых неизлечимыми душевными болезнями, мог избавить их от порока и явить достойными небесного царства тех, которые дошли до крайнего нечестия".

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Влад Владимиров
Влад Владимиров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. Специализируется на международных и религиозных темах. *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить