Экуменизм, или движение к единству всех христианских конфессий, на протяжении всей истории своего существования является апокалиптической страшилкой для православных зилотов и сладкой мечтой для людей либеральных взглядов. А стремятся ли сами христианские Церкви к объединению и устранению существующих между ними преград в виде догматов и канонов?
Тема экуменизма постоянно всплывает в православных СМИ. Особенно любят ее всяческие ультраконсерваторы и прочие "ревнители истинной веры". Экуменизм для них — это страшилка о том, что все христианские религии механическим путем сольются в одну квазиконфессию, в этой мешанине сотрется Православие и вот тут-то и настанет глобальный конец всему, а то и приход антихриста.
С завидным постоянством такие "ревнители чистоты веры" хаживают "с рогатиной" на нынешнего Патриарха. Мол, "филокатолик, экуменист, ведeт Церковь в бездну". На покойного Алексия II также совершались регулярные "набеги" по экуменическим делам. Последней из таких "акций" была публичная и агрессивная кампания экс-епископа Диомида. Для него, впрочем, вся эта бурная деятельность закончилась весьма печально. Расколом.
Читайте также: Экуменисты дискредитировали слово "экуменизм"
У экуменического движения в нашей стране, между тем, есть своя непростая история. И если в общих чертах понять, как и для чего в Русской Церкви появился экуменизм, можно увидеть, зачем экуменическая деятельность нам сейчас.
Начинать стоит с советского прошлого. И с легендарной фигуры митрополита Никодима (Ротова). Его церковная деятельность пришлась на период "тихого гонения на Церковь". Тихими эти гонения можно назвать с изрядной долей условности. Велись они в первую очередь именно методом громкой пропагандистской атеистической кампании. Но самое главное, что отличало эти гонения, которые пришлись на правление Хрущева и, частично, Брежнева, — отсутствие прямых массовых репрессий.
Действовали по-другому. Во-первых, пропагандировали атеизм, во-вторых, закрывали храмы, монастыри, немногочисленные оставшиеся духовные школы, уничтожали места паломничества. Все это под видом "волеизъявления советских граждан".
В этой обстановке единственным фактором, сдерживающим давление на Церковь со стороны Советской власти, было "мнение международной общественности". Как можно было склонить это мнение на сторону Церкви? Правильно, выходить на международный уровень. А Православной Церкви в тот период это можно было сделать только через экуменическое движение.
Так в Ленинградской духовной семинарии и академии появился "иностранный факультет", где учились сначала студенты из дохалкидонских африканских церквей, а позже и представители иных христианских деноминаций, потом в ЛДА стали преподавать католические богословы. Именно благодаря этому школа не была закрыта. Русская Церковь в рамках того же курса на самосохранение вступила во Всемирный Совет Церквей. Все эти процессы, так или иначе, координировал тогдашний глава отдела внешних церковных связей, владыка Никодим.
Одним из учеников митрополитабылинынешнийПатриарх.Вэтомконтекстесовершеннонеудивительно,чтодопатриаршестваКириллзанимал пост главы ОВЦС, или, как его неофициально именуют, "церковного МИДа". Понятным образом "связи по экуменической линии" остались с тех самых советских времен. Но тут возникает законный вопрос, а зачем все это теперь? СССР больше нет, прямого государственного (да и косвенного тоже) давления на Церковь не осуществляется. И, спрашивается, зачем нам сдались все эти "еретики и схизматики"?
Дело здесь вот в чем, экуменизм бывает разный. Во-первых, никто (ну, наверное, за исключением клинических случаев) из экуменистов не стремится "к механическому объединению всех христианских конфессий в одну". Во-вторых, есть прямо осуждаемые Церковью попытки ряда экуменистов составлять совместные богослужения, совместно участвовать в "межконфессиональных таинствах". Такие проекты, тоже та еще религиозная клиника.
Но в целом, в чем суть адекватного экуменизма для Русской Православной Церкви? В миссионерстве. В возможности открыто и свободно свидетельствовать о своей вере среди христиан других деноминаций. Да, благодаря за эту возможность, Православная Церковь оказывает ответную любезность, приглашая специалистов по межхристианскому диалогу для лекций в наши семинарии. Как, например, в случае с сотрудником папского совета по содействию христианскому единству, иезуитом Миланом Жустом, который в феврале этого года прочел лекцию в Институте Кирилла и Мефодия. Кстати, "ревнители истинной веры" уже высказались по этому поводу вполне определенно в негативном ключе. Забыв при этом тот факт, что патер-иезуит читал лекцию на отделении внешних церковных связей. То есть, фактически познакомил с собой будущих церковных дипломатов, которым с ним еще работать.
В данной сфере, в области межхристианского диалога, все несколько тоньше, чем представляется многим искренним, но слишком страстным ревнителям чистоты Православия. Мир меняется, так или иначе межрелигиозные отношения (в той или иной форме) неизбежны. И лучше уже сейчас искать те сферы (социальные, культурные, исторические, например), где возможен конструктивный диалог. Для того чтобы потом не было совершенно лишних в деле миссии и катехизации проблем у нашей Русской Православной Церкви.
По сути, если абстрагироваться от сантиментов, экуменическое движение сейчас — это одно из мощнейших орудий в деле миссионерства за рубежом и в среде неправославных христиан. Конечно, если этим орудием умело и с умом пользоваться. Так зачем отказываться от такой возможности, во имя не чистоты, нет, а замкнутости Православия в самом себе? Мы же не секта, в самом деле, а инакомыслящие христиане для нас не "каста неприкасаемых".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.