Патриарх Кирилл призвал священнослужителей Русской православной церкви не возлагать на верующих "неудобоносимые бремена". По его мнению, "Церковь не должна в сознании человека ассоциироваться с некой системой ограничений, которые сами по себе затмевают суть Божественного послания". "Ревнителей не по разуму" будут поправлять в общецерковных масштабах.
"Церковь не должна в сознании человека ассоциироваться с некой системой ограничений, которые сами по себе затмевают суть Божественного послания", — сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей в эфире программы "Слово пастыря" на Первом канале.
По его словам, иногда пастыри возлагают на верующих "бремена неудобоносимые, свое не в полной мере богословски, канонически, церковно-исторически оправданное понимание той или иной церковной практики настойчиво проводят в жизнь".
"Мы сталкиваемся с этой ревностью не по разуму, стараемся поправлять. Но поправить в масштабах Церкви тяжело, не всегда и не все становится известным даже правящему архиерею, не говоря о патриархе", — отметил патриарх Кирилл.
Он напомнил, что Господь пришел в мир не только для установления Нового Завета, но и чтобы "обличить тех самых духовных вождей, которые завели народ в пропасть, возлагая на него духовно обременительные предписания, которые не способствовали раскрытию потенциала человеческой личности, в том числе духовного, а наоборот, этот потенциал парализовывали".
Патриарх считает, что задача Церкви "не в том, чтобы бремена возлагать неудобоносимые, а в том, чтобы сохранять ценности, которые пришли к нам от самого Бога". По его словам, нет ничего выше этих ценностей, "Бог открыл людям, как они должны жить, что они должны делать для того, чтобы спастись".
"Церковь расшифровывает, актуализирует применительно к каждой эпохе Божественное слово. Вот в чем миссия Церкви. Кроме того, совершая таинства, привлекая Божественную благодать, Церковь силой Божьей укрепляет каждого человека на пути исполнения Божьих слов, Божьего закона", — сказал патриарх Кирилл.
Читайте также: Запреты в Церкви носят педагогический характер
В Московском Патриархате вопрос об излишней "ревности" некоторых пастырей поднимается отнюдь не впервые. В декабре 1998 года Священный Синод был вынужден принять специальное определение по этому вопросу. "Некоторые священослужители, — говорится в нем, — получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (Гал. 5, 13). Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который свое несогласие с духовником переносит на Церковь. Такие люди покидают Православную Церковь и нередко становятся легкой добычей сектантов".
"Серьезной проблемой остается так называемое "младостарчество" — явление, связанное не с возрастом священнослужителя, а с отсутствием у него трезвого и мудрого подхода к духовнической практике. 28 декабря 1998 года Священный Синод принял весьма важное определение по данному вопросу, давшее оценку некоторым искажениям церковной традиции, встречающимся у отдельных духовников. К сожалению, мы до сих пор не имеем информации о том, что это определение надлежащим образом исполняется во всех монастырях и приходах. Продолжаются случаи самочинного наложения неоправданных прещений, давления на волю пасомых в тех областях их жизни, где Церковь предполагает внутреннюю свободу. Считаю важным прекращение такой практики и строгий контроль правящих архиереев за детальным исполнением упомянутого Синодального определения. Бывает и так: священник, не зная, что посоветовать прихожанам по сложному жизненному вопросу, либо дает непродуманный ответ, либо отсылает человека "на страну далече". В связи с этим представляется целесообразным обсуждение различных тем пастырской практики на епархиальных и благочиннических собраниях", — отметил патриарх Алексий II в своем докладе на юбилейном Архиеерйском соборе в 2000 году.
Что же делать простым верующим людям, чтобы не стать жертвами тех духовников-младостарцев, для которых определения Синода и слова патриарха не указ? Вызвать настороженность должны следующие признаки, если они присутствуют у священника и его прихода.
1. С точки зрения данного священника и членов его общины семья и брак не являются ценностями. Духовник не видит своей задачей помочь сохранить семью. Он заставляет прихожан делать то, что легко может привести к супружеским изменам и разводам — например, благословляет жену отказывать мужу в супружеской близости на протяжении трех лет беременности и грудного вскармливания младенца.
Определение Синода от 1998 года призывает: "подчеркнуть недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку, напомнив всем священнослужителям правило I-е Гангрского Собора: "Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие, да будет под клятвою".
Младостарцы также любят с легкостью разводить уже существующие супружеские пары и "благословлять" духовных чад на новые браки "по послушанию" или на монашество. Такие случаи имели место, например, в получившем в последние годы скандальную известность Свято-Боголюбовском монастыре во Владимирской области, в который поступали женщины с несовершеннолетними детьми, ушедшие от мужей по "благословению старца".
2. Тоталитарные духовники и духовные чада постоянно подчеркивают, что их община особенная, как и молитва в ней. Они гарантируют немедленное решение любых проблем, от устройства на работу до исцеления от рака. Новых адептов они часто подбирают из числа сильно страдающих людей, готовых на все, лишь бы избавиться от терзающей их проблемы.
3. Секрет популярности младостарцев заключается в том, что строгость и авторитаризм они умеют удачно сочетать с человекоугодием. Они хорошие психологи и говорят именно то, что человек в данный момент желает услышать. Они очень волнуются за свою репутацию и благополучие, им необходим образ "мудрого священника". Младостарец будет либо потакать своим "чадам", либо, наоборот, говорить неожиданные и "строгие" для них вещи, чтобы те, будучи шокированы, не сразу забыли его слова.
4. Если тоталитарный духовник чувствует, что теряет власть над духовным чадом, то сразу показывает свое истинное лицо. В ход идут проклятия и угрозы: "Если вы будете чинить мне препятствия, то я помолюсь, а молитва у меня сильная, и вы все будете болеть!" Угрозы часто относятся к личной жизни и детям: "Ты что же, не боишься за детей своих?" или "Ты что, с ума сошла, я тебя запечатаю, и ты рожать не будешь!" В запугивании принимают участие и другие члены общины, которые всегда готовы к месту вспомнить историю о том, как "одна девушка ушла от нашего батюшки, а через год сгнила заживо".
Младостарцы могут читать напоминающие магические заклинания неканонические молитвы, в которых на врагов призываются болезни и бедствия, что в корне противоречит христианскому учению.
5. Один из главных признаков младостарца, который легко заметить на ранних стадиях общения — это стремление дать совет или даже приказ в ответ на незаданный вопрос. Такой духовник перебивает на исповеди и начинает учить жизни. Конечно, это не относится к тем случаям, когда человека нужно отговорить от совершения явного и тяжелого греха, например, аборта. Но причина такого поведения — неуважение к человеческой свободе, возведенное в принцип.
Если же мирянам приходится сталкиваться с подобными явлениями, особенно в тех городах или селах, где священник один и нет возможности пойти к другому, то им нужно вспомнить о том, что и Синод в 1998 году, и патриарх Кирилл в своем недавнем выступлении призывают верующих обращаться к своему правящему архиерею в тех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть "вязать и решить".
Священноначалие также советует обратить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: "Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.