Тезисы
«Юность ─ это возмездие»
(Эпиграф из Г. Ибсена
к неоконченной поэме А. Блока)
1. Истины с течением времени не меняются по существу, но могут уточняться по форме. Для хрестоматийной статьи о. Андрея Кураева «О нашем поражении» можно было бы предложить другой, более точный заголовок: «О нашем отступлении ».
Точность здесь куплена ценой двусмысленности, и можно понять, почему о. Андрей выбрал именно свой вариант заголовка: ведь в данном контексте ─ и в наше прискорбное время ─ слово «отступление» прежде всего связывается с отпадением от Христа. Речь, между тем, идет всего лишь о военном значении этого слова, об отходе с территории под ударами противника.
На оперативной карте человеческой истории стрелки наших отступлений разсыпались густой сетью с незапамятных времен. И если слезы и кровь Новомучеников ХХ века принесли Православию неслыханный триумф, то ведь и отступлений мы видели предостаточно. В будущем ─ как в отдаленном, так и, возможно, в самом скором, ─ нам предстоит дальнейшее отступление, и мы, по слову Спасителя, обязаны к нему подготовиться. К отступлению ─ но не к поражению. Отступая сегодня на нашем земном фронте, согласно стратегическому плану Нового Завета, впоследствии мы должны стать участниками грандиозной и окончательной победы над врагом.
Отсюда легко понять, чего хочет враг. Он хочет обратить наше отступление ─ пусть трудное и горькое, но планомерное и организованное ─ в поражение : разгром, бойню, мясорубку. Изо всех своих сатанинских сил он стремится лишить нас плодов грядущей победы. Добьется ли он своего? Вопрос для каждого в отдельности, но также и для всех нас вместе.
2. Сняв обе пары модных очков ─ и розовых, и черных ─ мы обнаружим, что линия нашей обороны прорвана на одном из направлений, и наступлению противника здесь ничего не препятствует. Направление это ─ молодежь обоего пола в возрастных рамках от физического созревания («переходного возраста», 13-16 лет) и до тех пор, пока не клюнет жареный петух, или же до смерти: кому как повезет. О конкретных фактах этого наступления напоминать не нужно; захват молодежи силами противника происходит единообразно почти во всех уголках Земли (кроме, вероятно, стран Ислама ─ NB ), разница лишь в сроках и темпах. Чтобы понять, каким образом возник прорыв, сопоставим наше прошлое с настоящим:
а) Ребенок растет в православном окружении. С трех лет, когда он начинает бегать, говорить и понимать речь, и до 12-14, когда он оформляется в независимую личность, у него есть, грубым счетом, десять лет на подготовку в свободном режиме: он живет все эти годы в церкви и в Церкви, впитывает в себя ее быт, ее язык, ее разум, ее эстетику, ее мировоззрение, ее дух и ее Дух. Кем бы он ни был ─ самородком или простачком, авантюристом или лежебокой, сорви-головой или мечтателем, ─ за эти годы он узнает и полюбит Церковь, и в ней ─ Невидимого Бога.
Начинается «трудный возраст»; возможен и даже вероятен некий конфликт с прежней средой. Но блудный сын не успевает уйти «в страну далече»: разбив себе нос на первых ухабах, он торопится назад, «в тот единственный дом», которым за годы детства стал для него храм Божий.
А дальше младшее поколение продолжает взрослеть и неуклонно сближается с поколением отцов, уже не по детской привычке, а на твердой основе собственного жизненного и духовного опыта. И безсмертная шутка Марка Твена ─ «Когда мне было 16 лет, мой старик был непереносим, но прошло всего два года, и я диву даюсь, какие успехи он сделал» ─ говорит о том, как возсоздается каждая семья и целиком вся нация, в обновляющемся союзе взаимной любви, фундамент которого ─ в Церкви.
б) Ребенок растет между телевизором, полусредней школой, дикими родителями и домашней бабушкой. Что он сумеет вынести из церкви, пройдя свой срок подготовки? Давку в храме, год Миланского эдикта, невразумительного псаломщика и безконечные пререкания со старшими. Прекрасно; враг, ухмыляясь, ждет заветного возраста.
Наступает возраст; вчерашний ребенок спокойно плюет на родителей, столь же спокойно ─ на Божий храм, и уходит прочь. Враг приветствует его; продолжается сюжет притчи о Блудном сыне. Иные «приходят в себя» только за решеткой, и это еще далеко не худший вариант.
Может ли молодой человек найти в храме защиту от врага, как это было прежде? Вроде бы да, может, ─ но вот тут-то и прорван наш фронт! Этот дом для него ─ чужой дом . Чужой быт, чужой язык, чужая эстетика, чужой дух. Чужой Дух. Помявшись с ноги наногу, поглазев по сторонам, машинально поставив свечку, он поворачивается и уходит. Остается непонимание, отчуждние, гибель семьи, общества, нации. Гибель души. Разгром.
3. Заметим, что успешное сопротивление противнику ─ т.е. нормальное развитие юношества по первой из двух вышеприведенных схем ─ встречается хоть и нечасто, но повсеместно, во всех религиозных и социальных группах. Это придает нам уверенности, что прорыв можно ликвидировать прямыми и немедленными практическими мерами.
Основа успеха боевых (как и всяких) действй ─ трезвая оценка обстановки. Мы должны признать преимущество врага: сегодняшняя молодежь либо вовсе вовсе никогда не принадлежала Церкви, либо была потеряна в годы своего детства , лет 5-10 тому назад, и мы в буквальном смысле машем кулаками после драки. Мы толкуем, как нужно воспитывать детей, чтоб они не расчеловечились в будущем, а между тем «воспитанные» дети на грани расчеловечения все большими массами ждут нашей помощи здесь и сейчас.
Итак, заслон врагу можно поставить в том случае, если церковь для молодежи станет своим домом . Это понимают все; в инославных конфессиях накоплен обширный опыт (причем в их контексте ─ опыт положительный), как «приспособить религиозную жизнь к духовным запросам и интересам молодого поколения»... Ясно, как день, что это ловушка. Буквально по учебнику военного искусства, отборные силы врага собраны за линией фронта, готовые броситься в бой, лишь только мы возьмемся затыкать прорыв, привлекая к себе молодежь «прогрессивными взглядами», «современным языком», «интеграцией с мировыми религиями», «христианской рок-музыкой»… От нас ждут, чтобы мы приземлили Церковь, приблизили ее к стандартам нынешнего века: этого не будет . Совсем недавно, во время обновленческого раскола, русские получили очень своевременную прививку от модернизма.
4. Итак, нецерковная молодежь должна прийти в Церковь, но Церковь ─ Небо на земле ─ слишком высока для большинства из них. Безысходное противоречие? Ничуть. У нас есть лестница, которая плавно и естественно ведет прямиком к церковному порогу: надо всего лишь напомнить им о ее существовании. Наша молодежь нецерковная, это правда; но она ─ все еще! ─ русская . Лестница в Церковь ─ Россия .
Снова и снова говорят о той пользе, которую Церковь приносит России, и говорят в основном верно. Но сплошь и рядом упускают обратную пользу, обратную задачу, которую Россия решает для Церкви, для Вечности. Нетрудно видеть, что важней.
Русскость не заменяет собой Православия (как это кажется некоторым, особенно из-за рубежа); русскость приводит людей , особенно молодых, к Православию . Приводит, что очень важно, всех вместе: если в Церкви каждый сам движется по своему пути духвного восхождения, то на подходе к Церкви необходимы общие усилия.
Численно и материально, по сравнению со всей Россией, Церковь невелика. Своим прорывом враг пытается изолировать нас, не допустить, чтобы русское юношество стало православным. В ответ мы обязаны начать нашу миссию к юношеству далеко за порогом храма .
5. Практически это совсем несложно. Существуют сотни и тысячи русских («национально-патриотических») организаций, движений и групп самых разных направлений, которые могут стать зернами православной миссии к юношеству. Приходам не надо с ними конкурировать, наоборот: надо помогать им расти и расширять свое влияние за счет участия православных.
Православный верующий на может допустить мысли: «То-то и то-то (охрана улиц, народная газета, помощь престарелым, студенческий дискуссионный клуб и т.д. и т.п.) ─ нецерковное дело». Всякое такое доброе дело становится церковным, коль скоро через него можно усилить контакт Церкви с окружающим миром . И приходы, и епархии должны направлять людей для участия в русском движении, разсматривая их как бойцов на участке прорыва ─ то есть, как миссионеров .
Выбор колоссально широк и диктуется практическими условиями. Видимо, есть смысл в возрастной интеграции ─ чтобы, например, подростки участвовали в патрульных отрядах наравне со старшими. Юношам и девушкам, подойдут разные формы работы, если по самой природе им даны разные душевные таланты: одним ─ сила и мужество, другим ─ доброта и милосердие. Особое внимание надо обратить на миссию в высшей школе : это, быть может, и самый важный участок, и самый трудный. Студенческая среда у нас традиционно заражена худшими недугами, но есть у нее и сильные стороны, на которые можно опереться: любознательность, искренность, разум.
В конструкции «Я русский, следовательно, я православный» молодежи непонятен смысл заключения; пройдут годы, пока они что-то всерьез здесь поймут… Но смысл посылки понятен и близок. Раз так, то их путь к Православию начинается именно отсюда. Поможем им для начала стать вполне русскими: тогда Церковь для них приобретет черты родного дома. И они придут и останутся.
Иеродиакон МАКАРИЙ
"Радонеж"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.