В приемной комнате тибетского врача на стенах развешаны тханки с изображениями Будды Медицины, Бодхисаттв, Защитников и Великих Учителей, на алтаре стоят статуэтки Просветленных и подношения им. А вокруг стола, за которым сидит врач, на стеллажах лежат коробки с пилюлями, и вся комната наполняется от них приятным сладковатым запахом, будто оказывающим исцеляющее действие… Что же находится в этих коробках?
Алексей Васильев, материал журнала "Имперія Духа"
Великий знаток тибетской медицины бурят Петр Александрович Бадмаев (он, кстати, окончил с отличием восточный факультет Санкт-Петербургского университета и Медико-хирургическую академию, а также впервые перевел на русский язык знаменитый тибетский медицинский трактат "Чжуд-ши") с успехом лечил больных, которым врачи западной медицины ставили такие диагнозы, как туберкулез, раковая опухоль, язва желудка… Не были исключением и пациенты, страдавшие сердечно-сосудистыми заболеваниями.Какие же средства применял Бадмаев для лечения болезней сердца? Он использовал порошки и микстуры, иглоукалывание и массаж, но прежде всего — различные пилюли с загадочными названиями: "Белые пилюли Достигшего Совершенства", "Безоблачный свет Луны", "Пилюли Победителя" и многие другие с подобными названиями. Они были составлены из многочисленных компонентов — высушенных лекарственных трав, (например, листьев, цветков или плодов рододендрона, шафрана, мускатного ореха), различных тибетских и индийских растений, не имеющих общепринятых русских наименований; измельченных минералов, а иногда и таких экзотических субстанций, как зола от сжигания костей животных. Подобраны были эти компоненты по правилам традиционной науки, которой является тибетская медицина.Современные исследователи тибетской медицины установили, какими средствами тибетские врачи лечат такие заболевания, как гипертония, гипотония, атеросклероз. Некоторые из этих лекарственных средств (точнее, только главные компоненты соответствующих составов) прошли опытную проверку и успешно применяются в западной медицине. Тем не менее, такое применение опыта тибетской медицины, хотя и является, несомненно, полезным, все же остается достаточно поверхностным, поскольку не учитывает всей системы взглядов тибетских врачей на причины и закономерности развития болезней.
"Виртуальные" компоненты
При более глубоком анализе видно, что таким болезням, как гипертония и атеросклероз, соответствует целый ряд заболеваний, описанных тибетскими врачами. Дело в том, что с точки зрения медицинской науки Тибета, основная причина заболевания — не внешний возбудитель и не локальное повреждение какого-либо органа, а нарушение равновесия элементов тела, к которым, прежде всего, относятся три "доша" — "ветер", "желчь" и "слизь". (Не нужно путать эти элементы с соответствующим природным явлением и аналогичными жидкостями). Когда современные ученые попытались осмыслить эти понятия, им пришлось воспользоваться методами системного анализа и сформулировать представления о виртуальных компонентах, обеспечивающих функции системы. Тем не менее, полного осмысления этой системы в рамках западной науки пока не произошло.С точки зрения тибетской медицины гипертония и атеросклероз являются лишь внешними проявлениями более глубоких нарушений равновесия трех "доша", и устранять нужно не симптомы, а сам дисбаланс элементов, возникший в организме. Например, в одних случаях гипертония вызвана избытком в организме "желчи" и лечится пилюлями, в состав которых входит в качестве одного из главных компонентов шафран; в других случаях она связана с преобладанием "слизи", и важным компонентом в составе пилюль будет можжевельник.В главном трактате по тибетской медицине "Чжуд-ши" на основе анализа истинных причин заболевания выделяются такие болезни сердца, как "возбуждение сердца", "колики сердца", "жар сердца", "затемнение сердца" и ряд других. В зависимости от этих причин, от степени и характера нарушения равновесия "доша", врач подбирает больному пилюли, состоящие из многих компонентов. Одни из этих компонентов снимают "жар" или избавляют организм от "холода", другие ослабляют или усиливают действие "ветра", "жара" и "слизи", третьи способствуют действию защитных сил организма. В такой состав иногда входит до 50-60 компонентов, и все они подобраны с глубоким пониманием природы человеческого организма и тех нарушений, с которыми врачу приходится бороться.
Болезнь как порождение неведения
Однако тибетская медицина смотрит еще глубже и видит истинную причину болезней в тревожащих эмоциях — гневе, привязанности и равнодушии, а самую глубинную причину всех болезней она находит в нашем неведении относительно истинного устройства бытия. Вот как об этом написано в трактате "Чжуд-ши":"В качестве самой общей причины страданийМожно назвать неведение об отсутствии индивидуального "я"…Неведение порождает частные причины болезней —Три яда души — страсть, гнев и невежество.А их плоды, в свою очередь, — это близкие причины болезнейВ виде трех "доша" — ветра, желчи и слизи".Это в особенности касается болезней сердца. В "Чжуд-ши" сказано, что они "вызываются волнением, горем, голодом, бессонницей и сильным гневом". Ведь сердце, по мнению тибетцев, тесно связано с сознанием, а поэтому лучшей профилактикой сердечных заболеваний является устранение тревожащих эмоций и духовная гигиена. А на случай, если сердце все же заболело, у тибетских врачей есть превосходный набор различного рода пилюль, исцеляющих сердечные заболевания.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.