22 мая по новому стилю Русская православная церковь празднует день перенесения "из Мир Ликийских в Бар-град" мощей святителя Николая Чудотворца, одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых.
9 мая (по юлианскому календарю, а по григорианскому - 22 мая) 1087 г. корабль доставил из Мир Ликийских в Бари (Южная Италия) мощи великого иерарха Церкви, почитаемого как оставшимися верными древнему православию греками, так и христианами запада, принявшими некоторые нововведения папской власти, но сохранившими в себе зерно древней христианской веры.
Имя этого иерарха - Николай, архиепископ города Мир (областного центра Ликии в Малой Азии). Почитание этого святого отца Церкви связано и с его пламенной верой (он, единственный из всех участников Первого Вселенского Собора, нарушая «протокол», дал пощёчину кощуннику Арию, за что был сурово наказан отцами Собора, но был оправдан после сверхъестественного видения, которое увидели отцы Собора - Николаю, стоящему в небесном свете, вручают регалии священства Сам Христос и Богородица), и с его благотворительностью (или, как принято сейчас говорить, «социальным служением»). Его житие свидетельствует о его горячей и бескорыстной любви к простому народу: он помогает, чаще тайно, оказавшимся в нужде своими личными средствами, доставшимися ему по наследству от родителей, строит дома для детей сирот, устраивает благотворительную столовую для нищих.
Святитель Николай выступает и как защитник невинно осуждённых. Так, когда в Мирах был произведён неправедный суд над тремя офицерами, приговорёнными к смертной казни, архиепископ лично приходит на место казни, останавливает её и отпускает на свободу осуждённых. Его авторитет в городе и области был настолько велик, что никто не посмел перечить ему ни действием, ни словом. И, видимо, слава об отце сирот и кормителе нищих дошла и до столицы Империи. И когда там, по какому-то навету, оказались приговорёнными императором к смерти три неповинных человека, Николай является во сне императору и угрожает ему самому смертью, если он не отпустит невинно приговорённых к казни. Император задаёт ему вопрос: «Кто ты такой, что ты приказываешь мне?» И святитель отвечает: «Я - Николай, архиепископ града Мир в Ликии». Этого оказалось достаточно, чтобы на утро три смертника были выпущены на свободу.
Читайте также: Православные христиане отмечают день Николая Чудотворца
Но если с почитанием святителя у православных и у римо-католиков не возникает разногласий, то касательно перенесения мощей долгое время большинство православных выражало своё негодование. Ведь, по сути, имело место банальное воровство: Прибывшие из Бари под видом купцов в Миры (оккупированные к тому времени турками) ночью подкупили охрану храма и вскрыли мраморный саркофаг, в котором хранились мощи святителя, унесли их на корабль и спешно отправились в обратный путь. Первоначально праздник был установлен Папой Римским Урбаном II (сразу же по факту принесения мощей 9 мая 1087 г.). В 1089 г. жители Бари соорудили для мощей базилику. Папа Римский Урбан II (1088-1099) собственноручно положил мощи в мраморный саркофаг, а архиепископу города Бари Илии выдал буллу (от 15 октября 1089г.) о праве ношения паллиума (особой отличительной детали богослужебного облачения) на праздники Пасхи, Пятидесятницы, Рождества и на дни святителя Николая (6 декабря и 9 мая).
Греки восемь столетий упрямо сопротивлялись этому празднованию, и лишь с середины XVIII века (когда Ватикан открыл православным доступ не только для паломничества, но и для служения на мощах святителя в базилике в Бари) стали появляться у греков службы на этот праздник. И лишь Русская Церковь уже через 10 лет после совершившегося «перевоза мощей», установила этот праздник у себя, по благословению митрополита Киевского и всея Руси Иоанна II. Здесь же на Руси появилась первая православная служба этому празднику (составленная по этому случаю преподобным Григорием Печерским и святителем Ефремом Переяславльским).
Это был единственный праздник, который был установлен после отпадения Рима от единства и общения со Вселенской Православной Церковью, но принят некоторыми православными Церквами. Несомненно, из этого не следует делать далеко идущих выводов. Многие латинские агитаторы утверждали, что на основании данного факта можно смело утверждать, что митрополиты Киева в то время признавали власть понтифика Рима над собою. Думается, что основание для такого хода со стороны митрополии Киевской и всея Руси было иное: В оккупированную турками Малую Азию (ныне - Турция) никто бы не решился ехать даже с паломническими намерениями, а святитель был весьма почитаемым угодником Божьим. И в перенесении мощей из Мир Ликийских в Бари русские увидели знамение милости Божьей. По крайней мере, мощи были спасены от поругания.
В русской письменности того времени выражается вера в то, что святитель Николай вернёт в православие отпавшую Церковь Рима. Эта мысль «мягко» выражена в первом каноне праздника (авторство коего приписывают епископу Переяславльскому Ефрему): «Пастырь Христова стада, посылаешься, отче, к иным овцам - к латинскому народу, дабы всех удивить своими чудесами и всех привести ко Христу». Казалось бы - латинский народ давно уже просвещён светом веры, почему же их надо «приводить ко Христу»? - Ответ находится в плоскости наших догматических расхождений, которые к тому времени уже прочно закрепились в Риме, догматизировавшем многие сомнительные постулаты. Эти постулаты были приняты всеми церковными структурами, входившими в «Западный Патриархат», то есть, находившимися под властью Римского Папы.
Однако русские христиане не просто интерпретировали привоз мощей в Бари как «миссионерский акт». Они установили празднование этого события: Не признавая власть Рима, славяне все же тогда и не считали латинский народ окончательно отпавшим от веры и спасения. Иначе разве пришла бы к ним такая святыня?
Сегодня святитель Николай по-прежнему почивает в Бари под престолом специально на то устроенной базилики. Православные имеют свою маленькую церквушку («придел») в самом храме, а так же имеют право служить на самом гробе святителя Николая. Но попытаемся посмотреть на это событие глазами веры: если великий святой своими мощами почивает под престолом базилики латинского христианства, то не означает ли это, что еще существует путь к преодолению ошибок, предубеждений или заблуждений обеих сторон? Мы, православные, не можем согласиться с многими нововведениями в области вероучения, предпринятыми Римскими Папами. Но все ли сделали мы со своей стороны, чтобы засвидетельствовать красоту и глубину нашей веры латинскому христианству? Почитание святых - это не только их чествование за богослужением. Святой апостол Павел учит нас подражать вере наших святых наставников (Евр. 13:7). Подражать их вере и жизни, согласной с верой. А это значит, что святитель Николай открывает нам путь к диалогу с христианами, находящимися в единстве с Римским Престолом. Этот путь - не в словопрении и обвинении друг друга, а в явлении духа и силы истинной Православной Веры. Святой Феофилакт, архиепископ Болгарский, писал: «Мы веруем, что заблуждения латинян не столь многочисленны, и они не таковы, чтобы оправдывать разделения Церквей».
Святитель Николай был пламенным исповедником веры и с горячо любил православие. Он, как уже было сказано, дал пощёчину упрямому еретику Арию (отрицавшему, что Иисус Христос есть Истинный Бог во плоти, и учившему, что Сын не вечный Бог, как Отец). И нам следует, горячо любя свою веру, проповедовать её всей жизнью своею (а не только одними словами). Общаясь же с теми, кто находится в заблуждении, не переносить неприязнь к ошибочным мнениям на самих людей. Святитель Николай много раз оказывал помощь и тем, кто, будучи еще не христианином, находился в нужде. Если наше добро - бескорыстное, от всего сердца - увидят те, кто еще не узрел свет Православия, то это и будет наше подлинное почитание святого - шествие его путём, который он указал нам своим личным примером.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.