Кровь еще не высохла: коммунисты против Солженицына

Красное колесо: Солженицына увековечили не вовремя

На Тверской улице Москвы в понедельник, 11 декабря, открыли мемориальную доску Александру Солженицыну. В доме 12, строение 8 располагалась квартира, где жил автор "Архипелага ГУЛАГ", а в 1974 году был арестован. Теперь там создается музей, сообщает "Интерфакс".

Доску открыли в день 99-летия со дня рождения писателя. Активисты Революционного коммунистического союза молодежи большевиков выступили против ее установки. На улице Солженицына в столице они расклеили стикеры с фотографией писателя в фуражке с нацистской символикой и надписью: "Литературных власовцев вон из Москвы". Ранее имя Солженицына получила Большая Коммунистическая улица.

Активисты РКСМ(б) настаивают, что таких деятелей, как Солженицын, необходимо предать забвению и "выкинуть на свалку истории", поскольку писатель оправдывал власовцев и призывал США сбросить атомную бомбу на СССР.

Главная проблема России заключается в том, что история стала элементом современной политики. Поэтому память о современниках должны увековечивать наши потомки. Лет через 30, 50. Такое мнение "Правде.Ру" высказал военный историк Сергей Кудряшов.

— Коммунисты провели в Москве акции против установки мемориальной доски Александру Солженицыну. Он умер девять лет назад. К чему сейчас вся эта борьба с досками?

— Я думаю, проблема в том, что история используется для внутриполитической борьбы. История стала элементом современной политики. А чтобы этого не было, нужно принять закон, чтобы никакие памятники, мемориальные доски не устанавливались, скажем, в течение 30 лет после смерти человека, а лучше через 50. Тогда уже все будет понятно о нем. Когда пройдет несколько десятков лет, общество будет смотреть более внимательно на такие вопросы. И, наверное, это правильно.

— Вы сказали о внутриполитической борьбе. В данном случае какая политическая подоплека?

— У нас есть коммунисты и антикоммунисты. Те, которые устанавливают доски в память Маннергейма или Солженицына. Это же не только память о них. Те, кто устанавливает, хотят показать коммунистам, что их власть давно закончилась, что победили другие силы и т.д. Коммунистам это не нравится, они выражают протест. По-моему, все логично.

К большой филологии или большой истории это отношения не имеет, к сожалению.

— А нужна эта борьба с досками?

— А как быть? Понимаете, эта история до сих пор омыта кровью. И кровь еще не высохла.

Например, Маннергейм участвовал в войне против Советского Союза, прямо и косвенно помогал блокаде Ленинграда. В мемуарах Маннергейма нет ни одной мысли сочувствия миллиону людей, погибших от голода в Ленинграде. Хотя он сам был из Санкт-Петербурга, жил в этом городе — никакого сочувствия. Вопрос: зачем мемориальная доска? Что хотят этим сказать? Человек помог погибнуть миллиону людей, и кто-то решил установить ему памятник, или мемориальную доску. Конечно, это будет вызывать определенные возражения. И в данном случае я их поддерживаю. И если уж нужно как-то почтить память, пусть еще пройдет лет 50-100, и тогда решат.

— А что, по вашему, может решить человечество с мемориальной доской Солженицыну лет через 50?

— Я думаю, что значительная часть карьеры Солженицына основана на ненависти к советскому режиму. Он был пропитан этой ненавистью, и он боролся с этим режимом. Режим упал, его уже нет. Как будет дальше, не знаю.

Мне кажется, что его творчество очень специфично. Я, например, не его поклонник. Когда писатель придумывает какие-то слова, выдумывает какие-то новые существительные, мне это не нравится, но кому-то нравится.

Может быть, через 50 лет это все будет иначе. В XIX веке были популярны писатели, про которых сейчас никто не знает, возможно, так будет и в XXI веке. Нужно подождать.

Беседовала Оксана ОРЛОВСКАЯ

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Оксана Орловская
Оксана Орловская — экономист, журналист, корреспондент Правды.Ру, ведущая эфиров *
Обсудить