Российского журналиста надо спасать из застенков ДНР

"Эксклюзив" Манекина: за что российского журналиста держат в застенках ДНР

О том, что в самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР) пропал российский гражданин, местный активист и журналист Роман Манекин, стало известно в минувший четверг. Говорят, что неизвестные люди схватили его и увезли в неизвестном направлении - то есть похитили. Большинство СМИ связывают это с профессиональной деятельностью Романа.

"Манекина забрали из дома неустановленные вооруженные люди, прихватив также его гражданскую жену. Манекин успел позвонить нескольким близким знакомым, сообщив что к нему пришла полиция из Ворошиловского РУВД с какими то людьми, показавшими удостоверения МГБ (министерство госбезопасности) ДНР", - пишет "Народный наблюдатель".

Произошедшее прокомментировала для "Правды.Ру" хорошо знакомая с Манекиным Дарья Митина - секретарь Центрального комитета по международным делам Объединенной коммунистической партии, в 2014 году представитель МИД ДНР в Москве.

- Роман Манекин не только журналист, он, прежде всего, один из участников русской весны, стоявший у истоков донецкой государственности. Он в 2014 году защищал Донецкую областную администрацию и стоял у истоков возникновения республики. Все эти три с половиной года он жил и работал в Донецке.

Сначала был консультантом правительства ДНР, первого правительства, первого созыва, потом уже госдолжность не занимал, но был человеком очень неравнодушным, во всем участвовавшим, дававшим советы, он и экономист очень хороший, давал советы и по экономике, и по строительству гражданской администрации, был вовлечен во все процессы.

Но с течением временем у любого здравомыслящего человека вырабатывается критическое отношение к тому, что происходит, потому что понятно, что проблем очень много, и в том числе кадровых проблем. И понятно, что в республике не очень приветствуются разговоры об этом, но тем не менее, Роман всегда открыто критиковал - и через соцсети, и в личном общении. Он всегда был достаточно откровенным человеком, писал о том, что его волнует, и не щадил никаких фамилий. Поэтому, у него было много недоброжелателей в том числе.

- Эти недоброжелатели... До сих пор они так открыто не действовали?

- Действовали, в 2014 году он попадал в СИЗО МВД местного, ДНР, пробыл там несколько месяцев, месяца два наверное, к нему и меры физического воздействия применялись, достаточно жестко это все было.

- А с какими высказываниями Романа и в чей адрес в 2014 году это можно было связать?

- Тогда как раз шло становление, шло формирование республиканской администрации кадровой, и он во всем этом участвовал непосредственно и все это комментировал. В общем, инкриминировали ему то же самое, что сейчас - работа против республики, диверсионная деятельность. Это все бред, как в 1937 году шпионаж в пользу Японии инкриминировали, это все ерунда. Понятно, были клановые и личные интересы, которые он ущемил, потому что открытых высказываний в соцсетях люди боятся гораздо больше, чем кулуарных.

Тогда, в 2014 году, понятно, что его отпустили, потому что он все-таки гражданин России, и сейчас понятно, что у него российское гражданство. Тем не менее, то же самое беззаконие, что применяется к жителям республики, применяется и к нему. Там не только фамилия господина Казакова была, там был эпизод, когда он написал в своем блоге о грядущей отставке Алексея Дикого, министра внутренних дел ДНР, отставка не состоялась. То есть то ли ему дали какую-то ложную информацию, то ли что-то изменилось в ходе дела, то ли там концепция поменялась.

В общем, отставка не состоялась, а его жену отпустили, и она уже пообщалась с несколькими журналистами, сказала, что увозили его в подвал и допрашивали именно люди министра Дикого, причем не сразу в СИЗО, что было бы логично, а в какое-то частное здание, где могло произойти все что угодно. Допрашивали его тоже с применением физического воздействия.

- Известно, что Роман сильно пострадал, его били прикладами автоматов...

- Да, он пострадал, его били прикладами еще в квартире, туда забрались, можно сказать, обманом (представились сотрудниками полиции), но настоящие сотрудники полиции там пробыли недолго, составили протокол и удалились, а остались непонятные люди.

- Эти люди пришли вместе с сотрудниками полиции?

- Да, потом официальные люди, как я поняла, ушли, а остались люди, которые не представились, - и вот они-то его и увезли. Потом жену его все-таки отпустили, через сутки или чуть больше, с мешком на голове высадили в районе "Шехтер-Плаза". А самого Романа перевезли в СИЗО, уже официально оформили и инкриминируют ему диверсионную деятельность против республики, конституционного строя.

И пока непонятно, как это все будет выглядеть, потому что процессуальный кодекс ДНР достаточно условный: он принят еще первым составом Народного совета, но совершенно не выполняется. Нет такого института, как доступ адвоката в места лишения свободы, не допускают родственников, и страдают многие люди гораздо более высокого статуса, чем Манекин - например, бывший министр сельского хозяйства Алия Камар тоже сидит тоже почти три года. Никакое следствие не ведется, никаких процессуальных действий не ведется, просто человек тупо сидит и все.

Точно так же сидел министр Алексей Грановский около полугода без всякого доступа к нему адвокатов и потом был отпущен, причем без каких-то последствий для карьеры, потому что было большое давление в общественном мнении - и публикации в прессе, и митинг устраивали, потому что он был популярный руководитель, люди за него ходили. Наоборот, сейчас он министр промышленности и торговли ДНР. Карьеру ему не испортили, но само по себе полугодовое нахождение в местах не столь отдаленных - это не очень приятно.

- Это достаточно распространенная практика?

- Не единичный, но эксклюзив случая с Манекиным состоит в том, что он вообще-то гражданин России. Он журналист, он аккредитован МИДом, у него постоянное место жительства в Москве, но он более трех лет находится в Донецке и планировал в ближайшее время связать с ним судьбу.

- Получается, ситуация нарушает права человека.

- Да, изъяты мобильные телефоны, изъят компьютер, причем мне известно, что в нем усиленно копаются, потому что аккаунты и записи Романа пропали с ряда сайтов.

- Это произошло уже после задержания?

- Да. Пароли у человека, который лишен свободы, выведать несложно. Связи с ним нет, телефон его молчит. Надо что-то делать. Нужна огласка, потому что это может затянуться очень надолго, человек может до ручки дойти.

- В изъятый компьютер можно загрузить все что угодно, любой электронный документ, чтобы потом доказать инкриминируемую ему шпионскую деятельность?

-  Да. Здесь нужно подключать адвокатов, только они в нынешней донецкой реальности не имеют доступа к подзащитным. Это как раз самая большая проблема, потому что то же самое мы имели и с министром топлива и энергетики Александром Грановским (за семь месяцев адвоката не допустили ни разу), и с министром сельского хозяйства Алией Камаром, и даже вице-премьер, начальник Центра управления восстановлением ДНР Александр Калюсский. В общем, это большая проблема.

- Если вдруг "найдутся" доказательства шпионско-диверсионной деятельности Манекина, какое наказание ему грозит?

- Я не знаю, надо смотреть их уголовный кодекс. Могут депортировать с запретом въезда в республику (это тоже делается достаточно произвольно, если человек чем-то не понравился, сделают сигнал на границу, и он будет включен в списки). Для него это очень плохой вариант, потому что он выбрал Донецк местом постоянного проживания. Он действительно душой переживает за все, что там происходит, очень близко это все воспринимает и считает Донецк своей второй родиной.

- Возможно, Романа просто хотели припугнуть, но перегнули палку?

- Да, конечно. Но подозрения в шпионаже - это абсурд. Нужно понимать, что критическое отношение к тем или иным должностным лицам республики, включая первых лиц, само по себе не грех, тем более что они действительно дают повод для критического отношения к себе. А то, что Манекин прогнозировал чью-то отставку - ну да, такое бывает: он воспользовался недостоверной информацией. В таких случаях люди публикуют опровержение и извиняются.

Понятно, что у Романа большая аудитория, поэтому его критика воспринимается особенно остро, болезненно. Но он никогда не делал заявлений, которые шли бы вразрез с интересами ДНР. Вся его критика исходила исключительно из желания помочь становлению республики. И не секрет, что там действительно проблема с кадрами: есть люди, которые допускают и нарушения закона, и много разных несуразиц. Об этом все говорят.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить