"Ядерные короли" отвергли его изобретение

В 1950 году, будучи простым солдатом без высшего образования, он впервые сформулировал задачу использования управляемого термоядерного синтеза для мирной энергетики. А также разработал конструкцию первого реактора, где плазма должна была удерживаться с помощью силового поля. Однако доказательства его приоритета считались утерянными. Научный приоритет физика был восстановлен лишь в 2001 году, после того как в архиве президента РФ были обнаружены документы, которые хранились в особой папке под грифом "Сов. секретно".

Имя Лаврентьева заняло свое настоящее место в истории науки, но в его жизни поначалу ничего не изменилось. Родоначальник целого научного направления по-прежнему работал ведущим научным сотрудником ННЦ "Харьковский физико-технический институт", оставался кандидатом наук, чье имя было известным только кругу специалистов. Письмо со своими идеями Лаврентьев отправил в Москву с далекого Сахалина на единственно возможный адрес — в ЦК ВКП (б). Оно попало на рецензию кандидату наук, впоследствии академику и трижды Герою Социалистического Труда Андрею Сахарову.

- Это предложение, сделанное задолго до каких-либо публикаций по этой проблеме и совершенно независимо от других авторов, произвело на меня сильное впечатление своей оригинальностью и смелостью мысли, — писал много позже Андрей Дмитриевич. — Ознакомление с работой Лаврентьева послужило толчком, способствовавшим ускорению моей совместной с Таммом работы по магнитной термоизоляции высокотемпературной плазмы.

Он поступил на физический факультет МГУ и одновременно работал в знаменитой курчатовской Лаборатории измерительных приборов АН СССР. Был знаком со многими "ядерными королями", даже с самим Лаврентием Берией, который был тогда председателем Спецкомитета, ведавшего в СССР разработкой атомного и водородного оружия. Казалось, жизнь раскрыла свои объятия. Но после смерти Сталина, а потом Берии в королевстве сверхсекретности что-то изменилось. Студент Лаврентьев, отстаивавший свой вариант термоядерного реактора с удержанием плазмы при помощи электромагнитного поля в противовес токамакам, где используется магнитное поле, пришелся не ко двору. После окончания МГУ с красным дипломом он уехал в Харьков в Физико-технический институт, где он работает и сейчас.

За долгие годы засекреченности, околонаучных интриг, смены властей у Лаврентьева, гражданина Украины, не было шансов доказать свой приоритет. Он мог быть подтвержден лишь пожелтевшими листками письма с Сахалина, которые исчезли. На запросы чиновники отвечали, что документы не сохранились. Но в 2001 году журнал "Успехи физических наук" впервые опубликовал найденные в архиве президента РФ документы. В 2003 году о Лаврентьеве рассказали "Известия", и эта публикация вызвала широкий резонанс на Украине. Родоначальник целого научного направления оставался кандидатом наук, не желая "тратить время на написание диссертации и оформление бумажек", а его новый концептуальный проект термоядерного реактора "Элемаг" оставался на бумаге.

Недавно в США издана книга "The making soviet scientist" академика Роальда Сагдеева, который еще в советские времена уехал в Америку. Бывший директор Института космических исследований учился с Лаврентьевым на одном курсе в МГУ.

- Одним из самых интригующих соседей по комнате в студенческом общежитии, — пишет Р. Сагдеев, — был солдат, который приехал в Москву с Камчатки (ошибка Р.С. — "Известия"), одного из самых отдаленных уголков Советского Союза. Его звали Олег Лаврентьев. Он был на несколько лет старше, а самое главное — его окружала аура тайны. Он был умным и обладал немалым авторитетом. Все его поведение, его обращение с нами оставляло впечатление, что он знает что-то такое, чего не знаем мы. Мы все были уверены, что он — гений, который работает над чем-то сверхсекретным. Я открыл его секрет только после окончания университета, когда начал работать в курчатовском Институте атомной энергии. Думаю, что судьба Лаврентьева — это одна из самых драматических историй научной революции.

В марте 2004 года в ННЦ "Харьковский физико-технический институт" приезжает президент Украины Леонид Кучма — у Лаврентьева остался снимок на память. В мае выходит указ о присвоении Лаврентьеву почетного звания "Заслуженный деятель науки и техники Украины". А недавно он защитил-таки докторскую диссертацию, которую написал всего за месяц. Тема диссертации — предложенные Лаврентьевым электростатические ловушки, которые активно исследуются в США, Японии и Корее. Они используются в технологических процессах, для наработки изотопов в медицине, в системах безопасности при проверке багажа на наличие взрывчатки, наркотиков. Разработаны проекты использования электростатических ловушек в космических исследованиях в качестве движков и источников термоядерной энергии. Лаврентьев предложил ряд ловушек с комбинированными полями, добавил к электрическим магнитные поля нужной конфигурации, чтобы обеспечить магнитогидродинамическую устойчивость плазмы. И довел эту серию до логического завершения, разработав концепцию нового термоядерного реактора "Элемаг".

- Все согласятся, докторскую степень соискатель заслужил лет 30 назад, — сказал оппонент диссертанта, член-корреспондент НАН Украины, заместитель директора Института физики Игорь Солошенко. — В диссертации можно было бы найти недостатки, но я считаю недостойным это делать. Было бы смешно критиковать Лаврентьева, как смешно критиковать Кулибина, который все равно останется Кулибиным, какие бы недостатки с высоты времени мы в нем ни увидели. Более того, диссертант заслуживает гораздо больших степеней. Он заслуживает Нобелевской или хотя бы Государственной премии. Существует Алферовская премия по энергетике — он инициировал целое направление в энергетике!

Удивительно, но идея об удержании плазмы электростатическим полем, отвергнутая "ядерными королями", сохранила значимость. Работы в области, откуда могут выйти малогабаритные термоядерные реакторы, ведутся сейчас в США, Японии и Корее. Параллельно идут обсуждения, где строить международный реактор ИТЭР с магнитным удержанием плазмы. Кто прав? Управляемый термоядерный синтез, казавшийся таким близким в 1950-е годы, остается пока недоступным.

Олег Лаврентьев считает своей главной задачей максимально упростить и удешевить существующие проекты термоядерных реакторов. Ученым разработан новый концептуальный проект термоядерного реактора "Элемаг" на 1 млн киловатт. Он отличается конструктивной простотой, технологичностью, возможностью собирать реактор из унифицированных блоков.

Как дальше будет развиваться драматический многосерийный сюжет, написанный историей науки и страны? Пока неизвестно. Для теоретических исследований достаточно головы, листка бумаги и карандаша, а для воплощения идей в железо нужно государство. Олегу Лаврентьеву звонят бизнесмены с предложением купить готовую установку малогабаритного источника УТС. Согласны на любую разумную цену, но вкладывать средства в разработку не готовы.

Валентин Гаташ
Известия Науки

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить