В последнее время в прессе замелькали сообщения о фотографах, которые с помощью специальных приспособлений (например, аппаратуры, сделанной из чистого кварца) якобы научились фотографировать... прошлое. "Этого не может быть", — скажет читатель, имеющий техническое образование. Но некоторые ученые, оказывается, считают иначе. Ведь фактов, когда люди тем или иным образом "видят" картины, которых, вроде бы, не существует в реальности, предостаточно. Задача ученых — попытаться найти чуду логическое объяснение. Если такое возможно...
И чертики зеленые в глазах
Первые сообщения о загадочных "излучениях, идущих из глаз", появились в конце 19 века. Парижский художник Пьер Буше, подрабатывавший только еще входившими в моду фотосъемками, как-то вечером напился, что называется, "до чертиков". Причем в самом буквальном смысле. По его словам, всю ночь ему мерещились кошмары, будто за ним гоняются омерзительные зеленоватые существа с рогами. Поутру он поплелся в свою лабораторию: надо было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На столе царил хаос. Не в состоянии разобраться, какие кассеты чистые, а какие уже экспонированные, Пьер махнул рукой и начал проявлять все подряд. Каково же было его изумление, когда с пластинок на него уставились мерзкие рожи ночных "гостей"!
Все было бы списано на обычную белую горячку, если бы художник не показал "призраков" своему другу, естествоиспытателю Эмилю Шарро. Тот чрезвычайно заинтересовался загадочным явлением и направил пластинки и свой анализ "материализации алкогольных галлюцинаций" во Французскую академию наук. Маститые ученые опубликовать "крамолу" не решились. Однако один из первых популяризаторов науки, известный астроном Камилл Фламмарион (1842-1925) решил изучить чудо и опубликовал несколько статей о "психических фотографиях","лучах, исходящих из глаз".
Малограмотный "фотограф"
Известный русский психиатр В.Х. Кандинский (1849-1889) продолжил работу на эту тему и пришел к выводу: "психические картины", которые нередко называют зрительными галлюцинациями, зачастую вызваны реальностью — некими физическими излучениями, понять природу которых современная наука пока не в состоянии. В 1915 году известный японский фотограф Теншин Такеучи организовал целую фотовыставку подобных фотоизображений. Ему помогал экстрасенс Когичи Мита, об ошеломляющих результатах "психического рисования на пленке" которого тогда писали все газеты.
Ряд фантастических историй рос и пополнялся. Большинство из них, разумеется, были выдумкой. Но в 60-е годы 20 века испанский моряк Тэд Сериос доказал ученым свою способность не только засвечивать взглядом фотопленку, но и фиксировать на ней собственные "мыслеобразы". Заинтригованные ученые мужи уговорили Тэда бросить работу в порту и стать на четыре года высокооплачиваемым "подопытным кроликом". Около 800 экспериментов провели с ним доктора Денверского университета (штат Колорадо), физик и психолог Джон Пратт и Айрон Стевенсон. Во избежание жульничества они опечатали "Полароид" и сами заказывали Тэду "картинки". В 90 процентах случаев он выполнял заказ с ошеломляющей точностью. Ни о каком мошенничестве не могло быть и речи. Правда, малограмотный Тэд порой воспроизводил надписи на воображаемых объектах с грамматическими ошибками, которых в реальности не было. Это лишний раз доказало, что изображения на пленке — результат психической деятельности индивида. Но объяснить феномен Тэда ученые так и не смогли.
Послания из параллельных миров?
А в 70-е годы прошлого века — новая сенсация: фотоаппарат в данном случае вовсе не обязателен. На полосах газет замелькали сенсационные сообщения об англичанке Маргарет Флеминг, которая, сосредоточившись на каком-нибудь образе, мысленно проецировала его на фотопленку. Некоторые такие "психофотографии" опубликовал в июле 1976 года журнал "Fate". В нашей стране примерно в те же годы нечто подобное демонстрировала знаменитый экстрасенс Нинель Сергеевна Кулагина (1926-1990). Она пошла дальше своих раскрученных иностранных "коллег". По просьбе экспериментаторов, она воспроизводила на пленке не только произвольные картинки, а места, где, по ее ощущению, могли находиться пропавшие без вести люди. По "психическим картам местности" Кулагиной удалось найти более сотни человек, родственники которых уже начали терять надежду. Почти половина из них — дети. Правда, многие были уже мертвы. "Я не знаю, что это — Божий дар или наказание", — писала в своих воспоминаниях экстрасенс.
В конце 20 века замелькали многочисленные сообщения о том, что фотографы из Воронежа , Перми, Сыктывкара, Калининграда каким-то образом запечатлевают на пленке то, чего в реальности, вроде бы, не существует. Старинные дома, рыцарские замки, картины боев, изображения святых, странные конструкции из отдаленного будущего, корабли инопланетных пришельцев... Интересно, что не только фотоаппарат, но и пленка для этого оказались не обязательны. Подобные "миражи", только огромные, не раз наблюдали над гладкой поверхностью озера или в горах большие группы людей. Застывшее в воздухе призрачное видение поражало воображение от двух секунд до 15 минут, а потом постепенно рассеивалось. Поначалу чудо трактовали как "массовую галлюцинацию". Но, поскольку подобных фактов стало слишком много, а их свидетели, как правило, оказывались психически здоровыми людьми, появилась необходимость подвести под них "научную базу". Посыпались догадки.
Например, высказывались порой безапелляционные утверждения, что все это существовало или будет существовать на самом деле, а человеческий мозг — это своего рода "машина времени". А может, говорили другие, у нас в голове находится "локатор", улавливающий "вибрации мирового разума"? А может, никакого времени вообще нет, и мы живем одновременно везде и всегда? Или это — письма из параллельных миров?
Наш глаз — биолазер
- На самом деле в нашей стране еще в 1973 году были предприняты серьезные попытки истолковать феномен с научных позиций, — рассказывает доктор физико-математических наук, профессор МГУ, академик РАЕН Вадим Пименов. — Пермский врач-психиатр Геннадий Крохалев взялся подтвердить версию о том, что возникающие в нашем мозге зрительные образы предаются на сетчатку глаза, а затем излучаются в пространство. Было сконструировано специальное устройство: на лицо испытуемого надевали маску для подводного плавания, к ней присоединяли растяжной мех от аппарата "Фотокор", узкой частью состыковывая его с фото- или кинокамерой. Съемка зрительных галлюцинаций проводилась в полной темноте на расстоянии 15-45 сантиметров от глаз пациента. Уже через полтора-два часа после начала "сеанса" 87 из 203 пациентов пермской городской больницы, участвовавших в эксперименте, запечатлели на пленке свои "глюки". Разумеется, перед тем, как продемонстрировать полученное изображение, ученые просили пациентов подробно описать зрительные образы, возникшие в мозгу. Сравнивая описания с полученными изображениями, участники эксперимента пришли к выводу: более чем в 90 процентов случаев они полностью совпадают. Люди "фотографировали" воображаемые деревья, танки и солдат, своих умерших родителей, фабрику, свой дом, в мечтах наделяя его деталями, которых не было в действительности...
Доктор физико-математических наук Михаил Герценштейн из ВНИИ оптико-физических измерений РАН считает, что все это нисколько не противоречит законам физики. Он допускает, что чувствительные клетки глаза — палочки и колбочки — обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают, подобно полупроводниковым фотодионам, которые не только воспринимают свет, но и излучают его, если через них пропустить ток. Иначе говоря, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами каких-то излучений.
- Из глаз идет не видимый свет, а, скорее всего, электромагнитные волны с частотой колебаний, не доступной нашему глазу, — считает доктор биологических наук, профессор Юрий Симаков из Института медико-биологических проблем РАМН. — Можно предположить, что в сложно устроенных палочках сетчатки возникает что-то вроде рентеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками. Проведенные мною исследования показали, что если в место стыковки волокон хрусталика ввести лазерный луч, то далее он будет двигаться, как по световоду. Возможно, именно по этому пути и передается информация из сетчатки в окружающее пространство.
Известный исследователь аномальных явлений, доктор технических наук из Института физики Земли РАН Алексей Чернетский предположил, что "излучение из глаз формируется не только в видимом нами диапазоне волн, но и в каком-то другом, например, лазерном и рентгеновском". Другие ученые предполагают, что речь идет о торсионных полях — наименее изученном типе физических взаимодействий, активно влияющих на нашу жизнь.
Итак, глаз — удивительный прибор покруче любого фотообъектива, способный "фотографировать" даже то, чего никогда не видел. Но, в таком случае, вопросов для ученых только прибавляется. Как, например, эти образы попадают на сетчатку? Откуда появляются видения тех мест, где ты никогда не был, но совпадающие с реальностью, как, например, в случае с Нинель Кулагиной? Или еще одна загадка: для появления "психических картин", оказывается, участие глаза вообще не обязательно. Есть, например, результаты экспериментов со слепыми от рождения детьми, которые "фотографировали" мыслеобразы, совпадающие с картинами реальной жизни. Мало того: незрячие оказались более чувствительными и способными учениками, чем обычные люди.
Как же такое может быть? Что за тайны хранит наш мозг? Почему они нам никак не откроются? Или развитие разума возможно только в том случае, пока существует неразгаданное?
Евгения Иванова, "На грани невозможного"