Люди-торпеды: загадка подводных самоубийц

Торпеда — "самодвижущийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий заряд взрывчатого вещества". Уберем из определения энциклопедии все "само", посадим внутрь человека и разберемся, что это было…

Как вы понимаете, речь пойдет, грубо говоря, о людях-снарядах, о тех, кто становился оружием уничтожения и самоуничтожения. Для начала уместно будет вспомнить циркачку "Зэзел", которая, как говорят, стала в 1877 году первым человеком-ядром. Ею выстрелили из пушки в Лондоне, она пролетела около 661 метра. Интересно, что с ней было потом, а?

Или вот — литературный эпиграф. Кто написал "Удивительные приключения барона Мюнхгаузена"? Конечно, все помнят, что это Готфрид Август Бюргер. Цитата как раз по нашей теме: "Мы осаждали, не помню уже сейчас, какой город, и фельдмаршалу было необычайно важно получить точные сведения о положении в крепости. Было чрезвычайно трудно, почти невозможно пробраться сквозь все форпосты, караулы и укрепления. С обычным мужеством и служебным усердием я, пожалуй, чересчур поспешно, стал подле одной из наших самых больших пушек, из которой как раз в эту минуту собирались произвести выстрел.

Одним махом вскочил я на ядро, рассчитывая, что оно занесет меня в крепость. Но когда я верхом на ядре пролетел примерно половину пути, мною вдруг овладели кое-какие не лишенные основания сомнения. "Гм, — подумал я, — туда-то ты попадешь, но как тебе удастся сразу выбраться обратно? А что тогда случится? Тебя сразу же примут за шпиона и повесят на первой попавшейся виселице". Такая честь была мне вовсе не по вкусу.

После подобных рассуждений я быстро принял решение, и, воспользовавшись тем, что в нескольких шагах от меня пролетало выпущенное из крепости ядро, я перескочил с моего ядра на встречное и таким образом, хоть и не выполнив поручения, но зато целым и невредимым вернулся к своим".

Ну а мы не о ядрах, а о подводных снарядах, содержащих человека. Названий у торпеды, управляемой изнутри, масса, так же, как и стран, которые на человекоторпеды возлагали определенные надежды.

Больше других на этой ниве отличились японцы, посадившие в торпеды смертников, а придумали это оружие, как ни странно, итальянцы. Так вот, итальянцы называли человекоторпеды SLC (Siluro lenta corsa — торпеда на медленном ходу) или "maiali", что значит — "свиньи". Британцы величали их "Chariots", что можно перевести, как "колесницы". Немцы нарекли "живые снаряды" так: "люди-лягушки", "Neger", "Marder" и U-Boot.

Американцы, понятное дело, — "Human Torpedoes", японцы же прозвали это оружие "Kaiten" ("кайтен" — сотрясение небес). А вот русские толком не называли никак, поскольку таких торпед у наших вроде бы не было. Вот и приходится нам теперь заниматься словообразованием.

Хотя пионер американского субмариностроения Джон Холланд (John P. Holland) сделал набросок маленькой подлодки еще в 1890-х, а превратить эту штуку в подводный управляемый снаряд впервые предложили двое молодых итальянских инженеров Тесео Тесей (Teseo Tesei) и Элиос Тоши (Elios Toschi).

Правда Дон Миллер (Don Miller) в своей статье "Коммандос: формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений" писал, что первыми были лейтенант итальянского флота Рафаэль Паолуччи и инженер Р. Росетти.

Они в годы Первой мировой войны создали оригинальную конструкцию, похожую на торпеду, которой должен был управлять человек: "Боеголовка торпеды содержала 170 килограммов взрывчатки и была оснащена сильным магнитом, который удерживал заряд вблизи борта судна. 1 ноября 1918 года австрийский порт Пола потряс взрыв. Линкор "Вирибус Унитис" пошел на дно. Акция Паолуччи достигла своей цели".

Дальше Миллер соглашается с другими: в октябре 1935 года Тесей и Тоши представили проект в соответствующее ведомство, а к концу 1936 года опытный образец Siluro lenta corsa был построен и испытан. Впрочем проверять и исследовать SLC продолжали до июня 1940 года.

Ясно, что итальянцы делали торпеду не для самоубийц. По сути, это была маленькая лодка, способная на погружение на небольшую глубину. "Размеры — 6,7 метра в длину и 53 сантиметра в ширину. Благодаря бакам для балласта и сжатого воздуха, торпеда могла погружаться на глубину до 30 метров, — пишет Миллер. — Два винта приводились в движение электродвигателем, питаемым батареей аккумуляторов. Торпеда развивала скорость в три узла (5,5 километра в час) и имела дальность хода десять морских миль (18,5 километра)".

На место боевых действий торпеду доставляли на обычной подлодке. Затем двое диверсантов садились на нее верхом друг за другом, как на лошадь.

"На ней сидели пилот и командир торпеды. От ударов волн их защищал стеклянный щит, а в основании щита располагались бортовые приборы: магнитный компас, измеритель глубины, измеритель крена, рулевой рычаг, выключатели двигателя и насосов, удерживающих торпеду на нужной глубине.

За пилотом сидел ныряльщик-механик. Спиной он опирался о контейнер с инструментами (резак запорных сетей, запасной кислородный прибор, канаты и зажимы для фиксации взрывного заряда). Экипаж был одет в легкие скафандры и пользовался кислородным прибором для дыхания. Баллонов с кислородом хватало на шесть часов", — пишет Дон Миллер.

Подплыв к кораблю врага на максимально близкое расстояние, торпеда погружалась, а ныряльщик закреплял на корпусе судна привезенный с собой 300-килограммовый заряд взрывчатки.

"Для маскировки лица ныряльщиков покрывали черной краской. На голову надевали сеть, покрытую водорослями", — сообщает автор статьи. Установив часовой механизм, итальянцы снова садились на торпеду и возвращались на базу, то есть на свою, может быть, усталую подлодку.

Сначала это изобретение преследовала долгая вереница неудач: "свиньи" тонули, их уничтожали, ловили в сети, экипаж травился и задыхался из-за несовершенства системы подачи воздуха, торпеды просто-напросто терялись в море и т. д. Главной же задачей SLC были тайные нападения на британские военно-морские базы в Гибралтаре, Мальте и Александрии.

И вот, наконец, "свиньи" стали делать успехи: в ночь с 18 на 19 ноября 1941 года "живые торпеды" затопили два британских судна — Queen Elizabeth и Valiant: "Итальянцы одержали одну из самых блестящих побед в истории морских войн. Шесть человек серьезно повредили два линкора в строго охраняемом порту".

С этого момента англичане уже не могли не заинтересоваться человекоторпедами — из-за них суда гибли один за другим. Королевский флот накрыл акватории заградительными сетями, в портах постоянно курсировали патрульные катера, время от времени сбрасывались глубинные бомбы. Параллельно с оборонительными мероприятиями британцы допрашивали захваченных в плен диверсантов (а таковых было немало) и напирали на своих инженеров с требованием создать аналог итальянской "свиньи". После нескольких тщетных попыток было создано то, что, по разным источникам, называлось Мк1 или колесница "Chariot".

По сути, это была копия итальянских SLC — двухместная торпеда для доставки взрывчатки на корабли недруга. И топили итальянцы с британцами друг друга, враг врага долго и счастливо. Но это уже не так интересно (и, может быть, страшно), как затея японцев с камикадзе.

Читайте также:

Стоит ли пугаться китайских рельсотронов

Как русские подводники играют на нервах НАТО

Без "Акул": почему списали в утиль самые мощные АПЛ в мире

Новейшая российская боевая техника: РЛК "Зоопарк-1"и убийца авианосцев Супер-Пиранья-2

Уж лучше так: зачем КНДР ракеты, если есть подлодки?

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить