Во времена парусного мореходства опытные капитаны знали выгоду использования подводных течений, которые ускоряли суда, тем самым сокращая время в пути. Международная группа астрофизиков уверена, что нечто подобное ожидает человечество и в открытом космосе. О возможности использования гравитационных течений между планетами для ускорения космических кораблей "Правда.Ру" побеседовала с сотрудником ИКИ РАН Борисом Морозовым.
Гравитационные поля, создаваемые объектами Солнечной системы, очень разнообразны по силе, форме и направлению. Сделанное учеными из США и Германии компьютерное моделирование показало, что в окрестностях Солнца можно найти немало мест, где взаимодействие гравитационных полей порождает феноменальные явления.
Ученым давно известны так называемые точки Лагранжа – позиции в космическом пространстве, где гравитационные поля крупных небесных тел уравновешивают друг друга и позволяют более мелким объектам находиться в стабильном положении.
Одна из таких точек между Землей и Луной в настоящее время используется космическим спутником-телескопом SOHO, наблюдающим за солнечной короной.
Читайте также " Ракетное топливо. Из алюминия и льда... "
Астрофизики продемонстрировали на компьютерной модели, что точки Лагранжа соединены между собой своеобразными "туннелями" - участками пространства, где небольшие тела могут двигаться без преодоления вращательной силы планет.
Путешествие по таким "коридорам" позволит снизить нагрузку на двигатели космического корабля и тем самым снизить расход топлива. Мало того, среди этих "туннелей" найдутся и такие, которые сами смогут ускорять объекты.
Попав внутрь гравитационного течения, космический корабль начнет как будто бы падать по нему с заданным ускорением. Перескакивая из одного "коридора" в другой, космические аппараты смогут достигать других планет с минимальными энергетическими затратами.
По прогнозу ученых, расход топлива для подобного гравитационного транспорта будет приходиться исключительно на маневрирование – вывод судна на стартовую позицию, переход между гравитационными "туннелями" и так далее.
Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история "
Модель международной научной команды стала теоретическим подтверждением ранее обнаруженного феномена, благодаря которому на заданную исследовательскую позицию был выведен в 2004 году искусственный спутник Земли "Genesis".
Этот космический аппарат потратил на выполнение своей научной миссии в 10 раз меньше топлива, чем было рассчитано, поскольку смог добраться до конечной точки маршрута по околоземным гравитационным "туннелям".
"Правда.Ру" обратилась к сотруднику Института космических исследований РАН, кандидату физико-математических наук Борису Морозову с вопросом: "Ждет ли человечество в будущем быстрый межпланетный космический транспорт?"
"Конечно, ждет. Если бы речь шла о гипотетической компьютерной модели, то потребовалось приложить немало усилий, чтобы проверить и доказать эти гравитационные феномены на практике.
Однако нам повезло в том, что открытие этих гравитационных "туннелей" состоялись значительно раньше, чем была выработана строгая теория, объясняющая их происхождение. Мы уже знаем, как можно их использовать.
Сейчас происходит переоценка отношения людей к космосу и его освоению. Моделируются принципиально новые космические корабли, делаются революционные открытия в конструкции двигателей. Поэтому сейчас рано говорить о том, как будет выглядеть эксплуатация "туннелей" на практике, какие суда пойдут по этим фарватерам.
Потребуется несколько лет, может быть четверть века, чтобы мы научились использовать гравитационные феномены Солнечной системы для ускорения и упрощения дальних космических перелетов. Вместе с тем, освоив эту технологию единожды, мы сможем применить ее на практике для перемещения между звездными системами, а может быть, и между галактиками.
Конечно, это не гиперпространственное перемещение, о котором мечтали писатели-фантасты последние пятьдесят лет. Тем не менее, гравитационные полеты по Солнечной системе уже станут гигантским шагом к освоению всей Вселенной".
История человечества подвержена действию своих собственных законов, которые заставляют ее события повторяться. Вот и сейчас можно говорить, что подобно мореплавателям минувших
Читайте также на " Правде.Ру "