Авто для слепых выходит на трассу

Пять лет длился проект по созданию специального автомобиля, который позволил бы слепым людям передвигаться по дорогам наравне со зрячими. Поиски решения этой задачи вели параллельно десятки университетов США и Европы. Но самыми первыми пришли к финишу не маститые ученые и инженеры, а группа студентов из Университета Вирджинии. В прошедшую пятницу они провели первый тест-драйв своей разработки.

Построенный на базе четырехколесного багги маленький автомобиль превращен с помощью встроенных средств навигации в высокотехнологичную установку. В его работе использованы десятки инновационных идей, которые позволят слепому водителю уверенно управлять машиной.

Автомобиль самостоятельно ориентируется в пространстве, ощупывая окружающую среду с помощью лазерных лучей. Получая данные об их отражении, встроенный компьютер распознает препятствия на дороге, неровности трассы и даже траекторию движущихся соседей по трассе – автомобилей и людей.

Обработанная информация в виде команд сообщается водителю, при этом сигнал о необходимости разгона и торможения передается при помощи инновационной системы вибрации сидения. Остальные указания о маневрах компьютер произносит человеческим голосом.

Читайте также " Дублеры костей и суставов под контролем GPS "

Первый водителем автомобиля для слепых стал Вес Маджерус – один из технических специалистов инициатора проекта института Джернигана. Вес родился незрячим, но всю жизнь мечтал самостоятельно управлять машиной. Теперь его мечта, как и мечта многих слепых американцев, сбылась.

«Система обучена передавать очень точные инструкции о маневрах, - рассказывает о своих ощущениях Маджерус. – Если бы рядом сидел пассажир, он мог сказать «поверни налево», но не смог бы в двух словах объяснить – насколько крутым должен быть поворот. Другое дело – вибрация, интенсивность которой позволяет понять, насколько следует вывернуть руль».

Второй слепой водитель Марк Риккобоно – исполнительный директор института Джернигана – сравнил студенческое изобретение с высадкой на Луну по значимости для современного развития технологии.

Авто для слепых выходит на трассу
Авто для слепых выходит на трассу
Руководитель проекта Грэг Дженнамэн, который направлял все действия студентов при создании авто для слепых, скромно открещивается от такой славы – ведь новинка стала лишь продолжением уже созданных в Университете Вирджинии автомобилей-роботов.

Команда под руководством Дженнамэна успешно включалась в ряд правительственных проектов по созданию необычной автотехники. Много лет принимала участие в гонках машин-роботов DARPA Urban Challenge , а также занималась изобретением джима-марсохода. Полученные тогда наработки и легли в основу авто для слепых.

Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история "

Для участия в тестовых испытаниях студенты пригласили группу добровольцев. Все они слепы от рождения и не имеют никакого опыта вождения автомобиля. Кроме того, разработчики предпочли отобрать для первого-испытания молодых людей 18-19 лет, который смогли бы быстро обучиться управлению.

Тест-драйв прошел в рамках Blind Driver Challenge – полевых испытаний автомобилей для слепых, на которые приехали представители всех научных групп, решавших эту проблему. Однако только команда Университета Вирджинии смогла предоставить завершенный прототип, который, за исключением дизайна кузова, полностью готов к серийному производству.

Результаты тестов оказались гораздо лучше заданных жюри проекта критериев. Юниоры отлично справились с освоением новой техники и даже позволяли себе похулиганить на гоночном треке. Теперь студенты приступят к доработке своего детища.

В первую очередь, они хотят перенести оборудование с багги на электрический миниавтомобиль, подобный тем, что используют полицейские в городской черте. Затем они планируют снизить энергопотребление системы, подобрав и установив менее мощные сканирующие лазеры, так чтобы не снизить эффективность позиционирования в целом.

Окончательный коммерческий вариант авто для слепых группа из Университета Вирджиния планирует представить ровно через год – 1 августа 2010 года. Если производство подобной техники заинтересует автоконцерны, то кто знает – может, мечта слепого полковника Фрэнка Слейда из кинокартины «Запах женщины» сбудется для всех незрячих людей планеты.

Читайте также на " Правде.Ру "

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить