Существует определенный тип людей. Мне представляется, они плохо спят, много курят, по ночам смотрят на звезды, что-то рисуют, чертят, пишут, пишут, пишут. Они одержимы и очень похожи на героев старых фильмов и книг. Помните "Гиперболоид инженера Гарина"? Время их мало изменило. Это изобретатели. Такой профессии нет, скорее это состояние ума и образ жизни. Они приезжают в столицу, бродят со своими туго набитыми портфелями по коридорам и приемным Института патентной экспертизы, получают отказы, пишут возражения, сражаются с экспертами, подают новые заявки. Среди них есть истинные таланты. Им тяжело. С такими мозгами и с такой закалкой им бы куда-нибудь в Японию...
Рубик со своим знаменитым кубиком у нас в стране вряд ли добился бы такого ошеломляющего успеха. Наша жизнь заставляет быть изобретательными, поэтому наши изобретатели лучшие в мире.
Случай свел меня, как утверждают знающие люди, с лучшим изобретателем Камчатки. Это Павел Иванович Черкасов, автор изобретений, патентов и ноу-хау, так называемых маленьких, но важных хитростей, заключенных в изобретении, которые раскрывают за особую плату.
Павел Иванович — человек нервный, порывистый, много курит, говорит быстро, сбивчиво, то и дело норовит вытащить из портфеля и предъявить в качестве аргумента очередное авторское свидетельство, иногда разорванное в клочья в былые кризисные моменты, в глазах имеет положенный настоящему изобретателю блеск. Он теперь человек свободный, раскованный, даже, как он сам говорит, разболтанный, — председатель кооператива "Маяк". Когда работал на судоверфи, был зажатым и замкнутым, но изобретал всегда. Что важно, сейчас он доволен жизнью, своей изобретательской и прочей деятельностью. Это, согласитесь, в наши времена большая редкость. Свою историю он мне рассказал не сразу, пришлось вытягивать.
- Ну что, я ненормальный человек, сдвинутый по фазе. В молодости бил рекорды по живописи, дипломированных художников бил. Говорили, у меня был дар Божий. Я бы мог тогда за деньги начать плакаты рисовать, но мне один художник сказал: "Не вздумай заниматься плакатами. Потеряешь руку. Я вот продал руку". Если бы он не подсказал, я пошел бы на халтуру. А так я ему до сих пор благодарен.
Этот цех у меня как экспериментальный участок. Социальный эксперимент. Здесь я доказываю, что каждый человек талантлив. Надо только его толкнуть, чтобы он проснулся. Приходит к нам молодой парень, который никогда раньше не рисовал, не резал. И вот через два месяца бьет наших лучших скульпторов. Такая вот у нас атмосфера.
Мы начинали года три назад, как кооператив по переработке вторсырья. Так было проще оформить. Потом добавили в устав резьбу по дереву, новую технику, изобретательство.
Моя линия — это изделия из капа. Из наплывов каменной березы, она только у нас на Камчатке растет, чудеса можно творить. Приобретаем сырье, которое сжигается, поскольку на дрова невозможно расколоть. Каждое изделие уникальное.
Мы набрали капитал на штапике, потом перешли на детскую мебель и детские площадки, теперь вот эти вещи из капа. Продадим их, дальше будем развиваться. Но нам надо выходить на внешний рынок, иначе пропадем. Я, правда, парням не говорю про это.
Я рассчитываю на мое последнее изобретение — деревообрабатывающий станок. Таких станков в мире нет, чтобы сразу отрезали заготовку, строгали ее с четырех сторон и лакировали. Экспортный вариант будет в октябре. Но мы, видимо, будем продавать его только как готовую продукцию. Пока что гонцы проникают сюда со всей страны, как ишаки идут. Платят хорошие деньги и счастливы, что добыли документацию, получили ноу-хау и разрешение на этот станок. Средства мы пускаем на развитие новой техники и акты милосердия.
Как я стал изобретать? В техникуме учился, преподаватель говорит: "Водолазы поднимают затонувший такелаж". Зачем водолазы, думаю, можно электромагнит опустить. И появилось первое изобретение.
Работал на радиостанции в Хабаровске. Произошла авария. С высоты 180 метров упали три верхолаза и разбились. Для меня это был толчок. Жалко людей. И я придумал автоматическое тормозное устройство. Включается через 20 сантиметров падения. Люди в люльке даже не заметят.
Еще одна авария. На судоверфи падает судно СРТМ "Оплот мира" с командой. Вытаскивали на слип, и оборвался трос. Авария заставила думать. Появляется автоматический стопор стального каната. Оказался намного лучше, чем прототип, изобретенный в Германии в 1908 году, и был принят, кстати, безоговорочно.
Самый интересный момент. Я увлекся изобретательством, и что-то по работе проворонил. На планерке меня сильно избили. И вот, пока я семь минут поднимался в гору, убитый, изобрел тепличный автомат и вакуумный самогонный аппарат. Тепличным автоматом теперь вся страна пользуется. Он без всякой энергии, только за счет двух связанных пластин из оргстекла и стали с разными коэффициентами линейного расширения и одного рычага-палки регулирует температуру воздуха. А в самогонном аппарате, если выкачать воздух, не надо затрачивать энергию на подогрев браги. Но оказалось, это уже используется в промышленности.
В цехе, где я работал мастером, сверлили дыры под иллюминаторы, да так, что дым шел и могло произойти возгорание. Инстинкт самозащиты заставил думать, и я предложил комплекс технических решений: три изобретения и два ноу-хау. Никто, кроме меня, в Петропавловске не мог делать эти резцы. На всех ведущих судостроительных фирмах страны изобретение крутилось, а деньги не выплачивали. Жена мне говорит, ты — дурак. Конечно, я дурак — не могу получить. Ты заработал? Я говорю, заработал. Почему не приносишь? Я говорю, не платят. Семь лет не выплачивали. Я судился, меня позорили, клеймили, народный контроль и ОБХСС меня травили, в дурдом меня сдавали.
Когда я был мастером на судоверфи, за полгода у меня производительность поднялась в 4 раза. А производительность — она вредна нам. Там человеко-часы нужны. Дикое понятие. А человеко-часы превращаются в рубли и в план. Мне стали давать план от достигнутого, и я понял, что больше производительность нельзя поднимать. Ушел с судоверфи в НТТМ изобретателем, где честно заработал финансы, чтобы организовать экспериментальный цех.
Что главное в жизни? Сердце красавицы и не потерять честь.
...В фойе Петропавловского драмтеатра по случаю приезда редкой в этих краях иностранной делегации проходила выставка-продажа художественных изделий из дерева. Все обращали внимание на два кресла причудливой формы и столик, весьма искусно вырезанные из наплывов камчатской березы. При креслах находился Павел Иванович Черкасов, а на столике были разложены и предлагались посетителям переведенные на английский язык описания изобретений и другие бумаги, одна из которых удостоверяла, что кооперативу "Маяк" разрешены экспортно-импортные операции. А к креслам подходили заинтересованные покупатели.
Марк Штейнбок, "НГН".
PS . Я, Черкасов Павел Иванович, родился 24 апреля 1938 года в поморском селе Кереть на берегу Белого моря, где и закончил начальную школу. Семилетнюю школу закончил в 1952 году на одном из островов Белого моря.
В 1956 году закончил Петрозаводский лесотехнический техникум. Затем Армия, далее 3 года Северный Казахстан (на целинных землях), оттуда переехал на Дальний Восток. Тридцать лет прожил на Камчатке. В 1993 году после получения пенсионного удостоверения переехал на постоянное место жительства в Псков, где и сейчас проживаю.
Изобретать стал рано в 16 лет. Тогда я изобрёл "Электромагнитную кошку для ловли затонувшего такелажа". Два раза по ряду причин отказывался от изобретательства (перерывы по 10 лет). В Советское время мне удалось внедрить большое количество изобретений. В 1987 году я стал лауреатом СССР по изобретательству.
С 1990 года по 1993 год я продал около 700 лицензий на свои изобретения. В этот период у меня был самый мощный в СССР изобретательский кооператив "Маяк" и кооператив по художественной резьбе по дереву (г. Петропавловск-Камчатский). После развала СССР и отсутствия законов с 1993 года я прекратил изобретать и продавать лицензии. Сейчас вышли законы по защите авторских прав, и я снова готов к сотрудничеству.
Мой адрес: 180014, г. Псков, ул. Николая Васильева, д. 54. Тел: (8112) 18-33-97. e-mail: [email protected]